Ранее учтенное право собственности

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости | ГАРАНТ

Ранее учтенное право собственности

Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости

1.

Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

3.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

4.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

5.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.

7.

В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:

1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;

2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:

1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;

2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;

3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

9.

Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

10.

В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, – в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, – в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации – города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.

Источник: https://base.garant.ru/71129192/e3b4936b9aad06dabb2a6618c97197da/

Как и зачем регистрировать ранее возникшее право собственности в Москве

Ранее учтенное право собственности

Целью этой статьи не является разъяснение того, когда нужно регистрировать ранее возникшее право собственности, а когда нет. Ждать не нужно, подготовьтесь и идите подавать документы на регистрацию. Просто представьте, что лучшей возможности вам больше не представится. Сейчас объясним почему.

Ранее возникшим правом собственности законом признается то право, которое возникло в установленном законом порядке до вступления в силу 122-ФЗ в 1998 году.

До 31.01.1998 права на недвижимое имущество регистрировали различные организации, такие как органы технической инвентаризации (БТИ), органы местного самоуправления: земельные комитеты, исполнительные комитеты районного, городского Совета народных депутатов и другие. Некоторые права на недвижимость требовали нотариального удостоверения.

В Москве регистрацию сделок с жилыми помещениями проводил Комитет (Департамент) муниципального жилья; регистрацию прав и сделок со зданиями, нежилыми помещениями – Москомимущество; регистрацию прав и сделок с земельными участками – Москомзем; регистрацию прав на гаражи – БТИ г. Москвы.

То есть для подтверждения прав собственности, возникших до 1998 года, у вас на руках должен быть документ, зарегистрированный в установленном на тот момент порядке: например, не просто договор купли-продажи, а договор, зарегистрированный Москомимуществом.

Если ваше право было зарегистрировано до того момента, когда начал действовать федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” от 21.07.1997 N 122-ФЗ, то в записях единого государственного реестра прав отметки о его регистрации нет.

Это значит, что при получении сведений о актуальных правах или обременениях на объект недвижимого имущества выдается выписка о том, что прав или ограничений не зарегистрировано.

Это снижает качество и полноту выдаваемой информации и, вместе с тем, дает простор в совершении мошеннических действий в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке.

При этом ранее возникшие права считаются действующими. Для их регистрации в современном порядке нужно обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникших прав, приложив к нему оригиналы правоустанавливающих документов. На словах это кажется очень простой задачей. Дальше объясним, почему на самом деле это не так просто.

С чего начать процедуру регистрации ранее возникшего права собственности?

Начинать нужно с объекта, право на которое вам нужно подтвердить в едином государственном реестре недвижимости. Если сведения об объекте были переданы из органов технического учета, то объект уже будет учтен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), без зарегистрированных прав.

Тогда вы сможете заказать выписку ЕГРН о нем. В выписке нужно проверить площадь и планировку объекта.

Площадь должна совпадать с площадью объекта в правоустанавливающих документах, а планировка должна быть согласована, то есть на плане не должно быть “красных линий”, указывающих на то, что планировка не была согласована в установленном законом порядке.

Если площадь совпадает, и планировка согласована, то можно двигаться дальше и приступать к следующему этапу.

Если площадь, планировка, количество комнат или помещений изменились, значит вам придется заняться подготовкой еще одного документа – технического плана, в котором нужно отразить все произошедшие изменения, и документы, подтверждающие их согласование. Здесь вам понадобится опытный кадастровый инженер, который поможет разобраться и в подготовке технического плана, и с документами, которые подтверждают возникновение права.

Если сведения о вашем объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его нужно поставить как ранее учтенный объект недвижимости в соответствии со статьей 69 Федерального закона 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”:

  • на основании документа, подтверждающего ранее осуществленный учет указанного объекта недвижимости – например, выписки из технического паспорта по форме 1а, выданной до 01.01.2013г. и заверенной органом, ранее осуществляющим технический учет;
  • на основании правоустанавливающего документа (подлинника), подтверждающего регистрацию права собственности на объект недвижимости, выданный уполномоченным органом местного самоуправления или органом, осуществляющим государственную регистрацию права в тот момент времени. В этом случае вам нужно будет сразу подавать два заявления – о постановке на кадастровый учет ранее учтенного объекта, и о регистрации ранее возникших прав.

При этом документ, на основании которого заявитель просит осуществить кадастровый учет, должен содержать всю информацию, необходимую для внесения сведений об объекте в ЕГРН: как минимум вид объекта, его площадь, адрес.

Кроме того, Управление Росреестра по Москве будет направлять запросы в установленном законом порядке в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации для подтверждения сведений об объекте.

Какие документы нужно подготовить для регистрации права?

Мы уже говорили о том, что в Москве регистрацию сделок с жилыми помещениями проводил Комитет (Департамент) муниципального жилья; регистрацию прав и сделок со зданиями, нежилыми помещениями – Москомимущество; регистрацию прав и сделок с земельными участками – Москомзем; регистрацию прав на гаражи – БТИ г. Москвы.

При регистрации ранее возникших прав Росреестр всегда направляет запросы в эти органы или их правоприемникам для подтверждения подлинности старых документов и подтверждения характеристик объектов.

Не секрет, что Росреестр подозрительно относится к ранее возникшим правам, считая, что если за 22 года их не зарегистрировали в установленном действующем законом порядке, то это не просто так.

Поэтому до подачи документов на регистрацию вам самим нужно убедиться, что в архивах смогут подтвердить их подлинность.

Для этого вам надо самостоятельно запросить в архивах наличие правоустанавливающих документов, чтобы спрогнозировать развитие событий в Росреестре и, при необходимости, подготовить почву для судебной защиты ваших интересов.

Обратите внимание, что многие из организаций, уполномоченных до 1998 года на регистрацию прав, реорганизованы. Сейчас архивную информацию и документацию можно получить в БТИ г. Москвы, ДГИ г.Москвы, АО “РЭМ”.

Несмотря на то, что в законе о регистрации есть понятие ранее возникшего права и оно признается без наличия записи о нем в ЕГРН, чем больше проходит времени, тем меньше доверия документам. В частности из-за того, что мошеннические схемы порой бывают очень изобретательны и искусны.

Не каждый регистратор возьмет на себя ответственность регистрации ранее возникшего права собственности особенно при наличии хоть малейших сомнений. Поэтому, откровенно говоря, с прошествием времени на практике все сложнее и сложнее регистрировать именно ранее возникшее право собственности.

Есть даже такое расхожее мнение, что все сведения о капитальных объектах недвижимости были переданы в ЕГРН. А те объекты, сведения о которых не попали в ЕГРН – некапитальные.

Все ранее возникшие права собственности были зарегистрированы, а те права, которые до сих пор не зарегистрированы, либо не были зарегистрированы в надлежащем порядке до вступления в силу закона о регистрации, либо права на эти объекты пытаются зарегистрировать по подложным документам. Поэтому к таким заявлениям и документам особенно пристальное внимание.

В соответствии с текстом 122-ФЗ в первой редакции для регистрации ранее возникшего права собственности вам понадобится один подлинный экземпляр каждого из правоустанавливающих документов. Его вам отдадут на руки после проведения процедуры государственной регистрации. А в дело будет помещена копия каждого из правоустанавливающих документов.

Чтобы избежать трудностей, настоятельно рекомендуем проверить документы на ваше имущество до того, как возникнет вопрос о проведении какой либо сделки, чтобы потом не попасть в ситуацию, когда вместо ожидаемой регистрации вам придется получать судебные решения (как крайнюю меру).

И напоследок о пошлине, уплачиваемой за регистрацию ранее возникшего права. Размер ее регламентируется статьей 333.35 НК РФ. Если вы регистрируете только ранее возникшее право собственности, то нужно будет заплатить 22 000 рублей юридическому лицу, 2 000 рублей физическому лицу.

Если одновременно с регистрацией ранее возникшего права собственности вы регистрируете переход права собственности, то в этом случае от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права вы освобождаетесь, пошлину платит только покупатель за сделку купли-продажи.

Если ранее возникшее право вы регистрируете вместе с регистрацией обременения, то пошлина составит 11 000 рублей (юридическое лицо), 1 000 рублей (физическое лицо). Но не стоит ждать оказии и экономить на государственной пошлине.

Если вам нужна помощь в регистрации ранее возникших прав или кадастровом учете объектов, напишите нам на info@corconsult.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/kor_kadastr/kak-i-zachem-registrirovat-ranee-voznikshee-pravo-sobstvennosti-v-moskve-5ed67f47059e3473969d6a5f

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.