Проведение приватизации

Содержание

Порядок приватизации муниципального жилья в собственность

Проведение приватизации

Приватизация – весьма сложный процесс, который позволяет гражданину бесплатно получить квартиру, земельный участок или даже дом в собственность. Этот процесс настолько же популярен, насколько юридически сложен – требуется обратиться во множество инстанций, собрать огромный пакет бумаг, оформить множество разрешений, а затем еще и подождать проверки.

В этой статье мы поговорим об одном конкретном примере, а именно о приватизации муниципального жилья. Мы отметим особенности этой процедуры, разберем её плюсы и минуты, распишем саму процедуру и весь необходимый пакет документов для её осуществления.

Что такое приватизация? Особенности

Приватизация – это переход права собственности от государства и муниципальных служб к гражданину. Отличает её от прочих сделок по переходу собственности то, что она практически бесплатна.

Да, придется платить за подготовку бумаг, заказ справок, подачу заявлений, но эти суммы относительно небольшие – сама приватизация ничего не стоит, за переход права собственности вы ничего не платите.

Естественно, у такой неоднозначной процедуры есть как свои плюсы, так и минусы.

К положительным качествам приватизации можно отнести:

  • Полноту перехода прав. Гражданин становится полноправным владельцем жилплощади, может её продавать, сдавать и т.д.;
  • Приватизированная недвижимость может выступать как полноценное жилье, предоставляя гражданину определенные гарантии. Например, из него сложно выселить за долги или нарушения;
  • Приватизированную квартиру можно ремонтировать, перепланировать, а на приватизированной земле можно даже заниматься строительством;
  • Приватизированное жилье можно заложить в банк при оформлении кредита, в нем можно заниматься определенными видами деятельности.

Как видите, приватизация дает все плюсы полноценного владения недвижимым имуществом. Но при этом она обладает и минусами:

  • Очень сложно провести – потребуется получение разрешений, справок, документов (как личных, так и на жилье);
  • Приватизация – операция разовая, два раза она не проводится;
  • За полученную собственность придется платить налоги, потребуется оплачивать коммунальные услуги;
  • Не все жилье можно приватизировать;
  • Собственник начинает нести ответственность за приватизированную собственность в соответствии с законом.

Так же стоит отметить и особенности, отличающие приватизацию от остальных юридических операций, связанных с передачей собственности:

  • Приватизация добровольна. Проводить её при использовании муниципальной квартиры или нет – решение самого гражданина;
  • Приватизация – стандартизированная процедура. То есть она не меняется от региона к региону и одинаково проводится в любом субъекте РФ;
  • Приватизация возможна и в долях, и целиком. При этом каждый желающий приватизировать долю должен собирать свой пакет бумаг;
  • Возможна и приватизация земли, но это совсем другая процедура, которая проходит на основании актов от муниципальной власти;
  • Муниципальное жилье, которое нельзя приватизировать, в некоторых случаях можно приобрести.

Муниципальное жилье и его особенности при приватизации

Поговорим о самом понятии муниципального жилья. Это тип собственности, который можно передать гражданину для использования путем составления договора социального найма. Находится такое жилье, как видно из названия, в собственности муниципальных служб, и именно с ними придется работать больше всего. К жилью муниципального типа относится недвижимость следующего типа:

  • Квартира или комната;
  • Жилой дом;
  • Часть жилого дома, предназначенная непосредственно для проживания.

Когда можно и когда нельзя проводить приватизацию?

Действующим законодательством РФ не предусмотрено никаких ограничений, касающихся сроков приватизации жилья, принадлежащего муниципальным органам, а так же каких – либо запретов на приватизацию, не связанных с самим гражданином. Это значит, что если сам гражданин имеет на приватизацию право, он может провести её в любой момент после подписания договора социального найма.

Необходимые документы

Для того, чтобы приватизировать муниципальную квартиру и получить на неё все права, вам потребуется достаточно большой пакет бумаг. В него входят:

  • Удостоверение личности гражданина РФ. Лучше всего использовать паспорт;
  • Договор социального найма, на основании которого гражданин пользуется жилплощадью. Получается еще на этапе вселения гражданина в квартиру или дом;
  • Справка о неучастии в приватизации. Этот документ подтверждает, что гражданин ранее в приватизации не участвовал и имеет на неё право. Выдается в БТИ или по запросу через паспортный стол (если гражданин переезжал);
  • Выписка со счета гражданина. Выдается в банке по запросу;
  • Выписка из домовой книги. Выдается в службах жилищно – коммунального хозяйства. Там же потребуется взять документ, подтверждающий отсутствие долгов по коммунальным услугам;
  • Разрешение от органов опеки (если в операции участвуют несовершеннолетние).

Только после подготовки этого пакета документов можно перейти к следующему этапу, а именно обращению в госслужбы с просьбой о приватизации.

Проведение приватизации

Перейдем к самой приватизации. Сама процедура не так сложна, как сбор документов для её проведения, но так же требует внимательности и грамотного подхода.

В первую очередь необходимо будет обратиться  документами в жилищный отдел администрации населенного пункта, в котором располагается жилье.

Там вам выдадут бланк – заявление, в которое вам потребуется внести все необходимые сведения из документов, которые мы описали выше.

Не стоит переживать, сделать это достаточно просто, а основная трудность будет состоять в указании перечня лиц, в приватизации участвующих – если их несколько, то каждый должен будет отметится в заявлении и вписать свои личные данные.

После заполнения заявления и оплаты государственной пошлины (200 рублей) заявление у вас заберут вместе с бумагами, а в замен выдадут расписку. В установленный срок (около 60 суток с момента подачи бумаг) вам потребуется снова обратиться в администрацию и забрать документы, подтверждающие факт приватизации.

Обратите внимание на то, что само разрешение выдается в одном экземпляре независимо от того, сколько человек в заявлении расписывалось.

Но и на этом приватизация не заканчивается. После того, как жилье перейдет в собственность по договору приватизации, это самое право собственности потребуется зарегистрировать.

Сделать это достаточно просто – вам потребуется обратиться в Росреестр с документами на квартиру, разрешением на приватизацию и личными документами, заполнить бланк заявления на перерегистрацию, и сдать его вместе с полным пакетом бумаг.

Если вы нигде не ошиблись, то через какое – то время (около месяца) вас вызовут в Росреестр и выдадут новые свидетельства о праве собственности.

Приватизация через суд

Далеко не всегда приватизация проходит гладко. К сожалению, нет какой – то определенной службы, которая помогает гражданам в получении прав на собственность, так что в случае возникновения проблем имеется только один способ их решить – обратиться в суд. Приватизация с помощью искового заявления возможна в весьма узком спектре случаев:

  • Госслужбы неправомерно отказывают в её проведении;
  • Госслужбы своим бездействием мешают приватизации;
  • Была допущена ошибка, которая неправомерно мешает гражданину приватизацию проводить.

А так же в ряде других исключительных случаев, которые препятствуют гражданину воспользоваться его правом на приватизацию жилья. В этом случае требуется сделать следующее:

  • Обратиться в суд с исковым заявлением, указав в нем причину, по которой невозможно провести приватизацию без обращения в высшую инстанцию;
  • Предоставить пакет бумаг, который необходим для приватизации, и доказать во время слушаний, что с его помощью можно провести данную процедуру;
  • Получить заключение суда, на его основе получить разрешение о приватизации;
  • Зарегистрировать собственность в Росреестре.

Полезный совет

Для проведения данной процедуры вам потребуется собрать все те же документы, а так же обратиться к юристу – только он поможет правильно организовать защиту ваших интересов и завершить процедуру после вынесения решения суда.

Источник: https://vsenaslednikam.ru/poryadok-privatizatsii-munitsipalnogo-zhilya-v-sobstvennost.html

Как проходила приватизация в России

Проведение приватизации

Приватизацией считается передача государственного имущества в частные руки. Положили начало приватизации Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс в начале 1990-х годов. Данное мероприятие закончилось переходом в частную собственность большого количества госимущества, зачастую при помощи мошеннических методов.

Разгосударствление и приватизация собственности

Желание сделать экономику России рыночной привело к демонополизации имущества.

Разгосударствление – уменьшение доли госимущества в общем объеме. Ранее функционировала командно-административное ведение хозяйственной деятельности. Оно предполагало высокую долю (до 95%) производственного и ресурсообразующего госимущества.

Приватизация – переход государственной собственности в частную. Она ставила перед собой основные задачи:

  • уравнять между собой все формы собственности;
  • устранить монополию производства;
  • уравнивание достатка всех жителей страны;
  • выделение собственников как отдельного класса;
  • развитие фондового рынка.

Помимо целей в документах указаны и способы их достижения:

  • продажа ликвидированных и неликвидированных предприятий посредством конкурса;
  • продажа на аукционе;
  • выделение и продажа акций;
  • выкуп сданной в аренду собственности.

Этапы приватизации в России

Демонополизация носила поэтапный характер. Зародился начальный этап мероприятия в 1992 году, закончился в 1994 году. Он характеризовался следующими особенностями:

  • очень быстрым скачком в проведении демонополизации (уже 75% различных компаний перешли в индивидуальное управление в 1994 году);
  • системой внедрения в обществе приватизационных чеков.

Привело это к тому, что половина госимущества была отдана частным лицам безвозмездно. Первый этап демонополизации не принес государственной казне практически никаких доходов.

1995 год ознаменовался началом второго этапа, продолжающегося до сегодняшнего дня. В механизм демонополизации нормативными актами внеслись существенные изменения.

Основное отличие от первого этапа состояло в том, что теперь нельзя безвозмездно передавать государственное имущество Российской Федерации индивидуальным лицам, можно только продать его по рыночным тарифам.

Цель, которую предусматривала программа приватизации 11 июня 1992 года, – стремление к повышению работоспособности организаций, путем сосредоточения внимания на социальном секторе.

По законодательству предприятия любого размера осуществляли переход в другую форму собственности разными способами. Работники могли купить свои небольшие предприятия.

Либо такие малые компании подвергались разгосударствлению на торгах. Для смены формы собственности большим предприятиям нужно было пройти процедуру акционирования до начала мероприятия.

Средние предприятия выбирали сами механизм смены формы собственности.

Программа демонополизации расставляла приоритеты, соблюдаемые всеми государственными и муниципальными органами власти. Она запрещала им вводить собственные границы. Государственные органы могли запретить разгосударствление переводом компаний в акционерные общества открытого типа со 100-процентной принадлежностью акций государству либо сделав его зависимым от денег государства.

Для проведения данного мероприятия создавалась рабочая комиссия для решения данного вопроса приватизируемых компаний. В каждой запланированной единице она создавалась своя и управляла ее движимым и недвижимым госимуществом.

Если активы насчитывали не более 1 млн рублей, то оно считалось «малым», и демонополизация проходила через конкурс или аукцион. Посредством аукциона приватизировались арендованная собственность ликвидируемых или действующих предприятий, объекты нежилого фонда и незавершенного строительства жилья.

Вопросы с фирмами, имеющими задолженность, решались президентом. Решения излагались в специальных указах.

Большинство госучреждений обязывали переводить приватизацией в акционерные общества открытого типа (АООТ). При этом выделялись аспекты демонополизации:

  • акции закреплялись за государством, муниципалитетом;
  • тарифы стоимости акции снижались, если речь шла о продаже служащим компаний;
  • обремененные арендой фирмы обязались выкупить движимое и недвижимое имущество в соответствии с ценами договоров;
  • акции обязывались реализовывать строго на ваучерном или денежном аукционе;
  • реализация акций через конкурс (приватизационный и другие).

Неаукционные конкурсы в период до 1995 года не были влиятельными. Ограниченно и жестко использовалась приватизация посредством аукционов.

Хотя можно было предусмотреть, что при ограничении предприятия действовать только через аукционы это помешает организациям участвовать во многих прибыльных сделках и приносить пользу государству.

Аукционный метод существенно ограничивал возможность переговоров и с иностранными партнерами, не способствуя повышению инвестиционной привлекательности ни компаний, ни страны.

Результат разгосударствления теми методами и положениями, которые были предложены, показал, что государство должно участвовать в регулировании всех моментов, которые регулируют отношения с госимуществом. Нужно находить компромисс интересов между обществом и страной.

Нормативная база

Источник: https://privatizacia.info/v-rossii/

Приватизация в России: необходимость, методы и итоги

Проведение приватизации

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность.

Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность.

Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике.

Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности.

Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

• создание конкурентной среды;

• содействие демонополизации экономики;

• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.

) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.

* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г.

начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

– продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

– полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам.

При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться.

Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

– акционирование 22,5

– продажа на аукционах 3,9

– коммерческий и инвестиционный конкурс 9,6

– выкуп арендованного имущества 32,0

– продажа недвижимости и земли 24,4

– прочие 7,6

Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.

2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий.

Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет.

В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.

3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации.

Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г.

они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.

5.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики.

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста.

Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период.

В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо.

В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

Во Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

• допуск частного капитала в государственный сектор;

• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

• продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

• выпуск и продажа акций государственных предприятий;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

• закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е.

возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений.

Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность – это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная).

В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация – это трансформация государственной собственности в частную.

Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности.

Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации – это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5.

На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Источник: https://studopedia.ru/7_110451_privatizatsiya-v-rossii-neobhodimost-metodi-i-itogi.html

История приватизации в России. Справка

Проведение приватизации

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

Приватизация

Проведение приватизации

Переход на модель рыночной экономики в России в начале 90-хх годов прошлого столетия ознаменовался принятием решением властей о запуске массовых приватизационных процессов.

Данная мера была призвана активизировать предпринимательскую деятельность, и первые результаты перевода объектов жилищного, земельного фонда, предприятий и прочего имущества от государства в частные руки продемонстрировали ее эффективность.

Приватизация: понятие процесса и его суть

Под «приватизацией» следует понимать регламентированную законодательством процедуру отчуждения права собственности на имущественные объекты, ранее находящиеся в ведомстве государственных органов в пользу физического (юридического лица) на платной или бесплатной основе.

Суть приватизационного процесса – заключение сделки между частным субъектом и органами власти с целью выкупа или бесплатного переоформления муниципального имущественного объекта в собственность первого. Таким образом, после старта приватизации вначале 90-хх россияне смогли получить права на имущество, ранее считавшееся государственным.

Законодательная база

Регламентные нормы правового регулирования процедуры излагаются в следующих законах:

  • «О приватизации жилищного фонда» (ФЗ №1541-ФЗ от 4 июля 1991 года);
  • «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ФЗ №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года);
  • «О госрегистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними» (ФЗ №122-ФЗ от 21 июля 1997 года).

Помимо основных документов, определяющих директивы процедуры отчуждения в частные руки, законодательную базу вопроса также составляют некоторые Статьи Жилищного, Земельного, Гражданского и Налогового Кодексов РФ.

Главный приватизационный закон (ФЗ №178-ФЗ) предполагает ряд ограничений, согласно которым, не могут быть приватизированы объекты природных ресурсов, земли, земельные территории государственного резерва, движимое имущество, предметы, которые передаются на основании действия международных договоров.

Некоторые ограничения существуют и для жилищных объектов госфонда – возможность их передачи в частные руки регламентируется региональными законодательными актами.

Согласно некоторым поправкам к закону, предполагалось, что воспользоваться бесплатной приватизацией госимущества можно будет до 1 марта 2017 года, а после – исключительно на платной основе.

Однако, после принятия ФЗ № 14-ФЗ от 22 февраля 2017 года накануне предполагаемого окончания срока, бесплатная приватизация приобрела бессрочный статус – таким образом, в возможности получить право собственности на государственное имущество для россиян не имеет временных ограничений.

Виды приватизации

Российское законодательство предполагает три ключевых вида приватизации госимущества:

  • Приватизация жилищных объектов: предусматривает процедуру бесплатного переоформления права собственности для граждан, которые там проживают.
  • Переход в частную собственность земельных объектов: участок может быть приватизирован безвозмездно лишь в том случае, если он ранее был передан частному пользователю для эксплуатации, не имевшей ограничительного периода. На данный момент подобных участков в стране не осталось, а поэтому за приватизационную процедуру всем желающим стать землевладельцем приходится платить.
  • Передача права собственности на предприятия и прочие объекты госимущества – предусматривает платную форму.

Сколько раз может быть реализована бесплатная приватизация?

Согласно Закону о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ), реализовать свое право на бесплатную приватизацию человек может один раз, однако, здесь же прописываются и исключения в праве на повторную безвозмездную процедуру. К ним относятся следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние на момент приватизации лица (после наступления 18 лет за ними сохраняется право приватизации муниципальной собственности);
  • лица, пострадавшие и утратившие жилье вследствие катастроф, стихийных бедствий, терактов;
  • граждане, переселившиеся из регионов Крайнего Севера.

Особенности бессрочной приватизации

Как было упомянуто выше, принятый в феврале 2017 года Федеральный закон №14 снял все ограничения, связанные со сроками для реализации бесплатной приватизации – с 1 марта 2017 года для россиян остается доступным возможность принять право собственности на госимущество на бесплатной основе без каких-либо ограничительных сроков.

Бессрочная приватизация нивелировала, тем самым и сроки действия Закона о «дачной амнистии» – ранее возможность регистрации садовых дачных участков в упрощенном режиме была возможна до 2020 года.

Нюансы приватизационного процесса

Процедура оформления имущественного объекта в частную собственность предполагает стандартный алгоритм действий:

  • сбор документов на жилье и всех участников приватизационного процесса;
  • подача заявления о приватизации имущественного объекта в уполномоченные ведомства (местный муниципалитет, агентства жилищного фонда в городе, департаменты городского имущества, МФЦ – конкретную организацию, отвечающую за оформление приватизации, следует уточнять на локальном уровне).
  • предоставление вместе с заявлением необходимого пакета документов.

Какие документы требуются для процедуры?

Приватизационный процесс предусматривает сбор стандартного перечня документов, который может быть расширен дополнительными бумагами в некоторых случаях – при разводе, после смерти нанимателя и в других ситуациях, предполагающих исключительные нюансы.

Какие документы потребуются во всех случаях?

  • заявление на переоформление;
  • паспорта участников приватизационного процесса;
  • Форма №2 об участии и неучастии в процедуре;
  • нотариально заверенный отказ от приватизации других проживающих здесь лиц;
  • ордер на жилье или договор соцнайма;
  • техпаспорт на жилье;
  • справка о составе семьи – регистрации всех проживающих лиц;
  • подтверждение отсутствия коммунальных долгов по лицевому счету.

Согласно в ФЗ №1541-ФЗ, приватизация может быть реализована исключительно на основании общего согласия всех лиц, зарегистрированных по данному адресу.

Даже те, кто добровольно отказался участвовать в приватизационном процессе, должны присутствовать при подаче пакета документов в уполномоченном ведомстве и подписать заявление о своем неучастии. Данная мера свидетельствует о согласии лиц на проведение приватизации жилья.

При этом, отказ от приватизации предусматривает сохранение за человеком права проживания на данной жилплощади и возможностей участвовать в процедуре приватизации другого жилищного объекта.

Приватизация после развода

Приватизация жилья после развода является потенциальной возможностью для ее разделения между сторонами в будущем, потому как сам факт расторжения брака не влияет на процесс.

Приватизировать квартиру возможно при обоюдном согласии супругов, при этом факт проживания бывшего супруга на жилплощади не влияет на перспективы приватизации. Данные условия также изложены в Законе о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ). Оформить жилье бывшие супруги могут в формате долевой или совместной собственности.

В пакет документов для приватизации потребуется приложить копию свидетельства о расторжении брака, а также письменное согласие бывших партнеров на приватизацию жилья.

Нужна ли прописка при приватизации?

Право на приватизацию жилья россиянами, закрепленное в ФЗ №1541-ФЗ, определяется исходя из обстоятельств проживания на данной жилплощади, при этом непосредственно не связано с наличием прописки по данному адресу. Вместе с тем, проживая в квартире, гражданин обязан быть здесь зарегистрирован.

Отсутствие прописки может свидетельствовать о том, что человек:

  • не проживает по заявленному адресу;
  • совершает административное нарушение, за которое будет оштрафован на сумму в размере 2-3 тыс. рублей.

При этом, если в первом случае гражданин не имеет основания претендовать на приватизацию жилья, то во втором – право приватизации за ним сохранится. В пакет обязательных документов нужно будет приложить квитанцию об уплате административного штрафа.

Приватизация жилья, полученного по наследству

Согласно Ст. 1141 ГК РФ, право на наследование объекта жилья, приватизация которого так и не завершилась при жизни умершего, переходит к его официальным наследникам по закону или по завещанию. В качестве документального нюанса, дополняющего основной пакет документов, обязательным является предоставление подтверждение факта родства наследодателя и его наследника.

Право приватизации предоставляется не в связи с передачей наследства, а на основании договора соцнайма. Обязательным условием для приватизации наследником является факт совместного проживания с умершим по данному адресу. Приватизация будет невозможна, если они проживали в разных квартирах.

Приватизация двух квартир

Как уже было сказано, законодательство РФ о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ) разрешает россиянам проводить бесплатную приватизацию всего один раз.

Соответственно, приватизировать второй жилищный объект можно будет исключительно на платной основе, если гражданин не является переселенцем из региона Крайнего Севера, пострадавшим от катастрофы и теракта.

В группе исключения – факт приватизации квартиры лицом до наступления совершеннолетия. В таком случае по достижению 18-летнего возраста гражданин будет иметь законное право получить вторую квартиру.

Приватизация после смерти

Ст. 672 ГК РФ предписывает норму, по которой семья основного нанимателя квартиры, имеет право проживать в ней даже после кончины лица нанимателя и выступать стороной в приватизационном процессе.

Однако, получить жилье после смерти члены семьи могут лишь в том случае, если наниматель успел подать заявление на приватизацию. В таком случае, следует обратиться в суд с исковым заявлением на включение в состав наследства данного жилья. А по истечении 6-месячного срока (при условии регулярной уплаты коммунальных платежей за умершего) члены семьи могут претендовать на право собственности.

Таким образом, на сегодняшний день, приватизация имущественных объектов для россиян доступна в виде ряда возможных вариантов как на платной, так и на бесплатной основе.

Законодательство разрешает гражданам единожды переоформлять государственное имущество в частную собственность при наличии необходимого пакета документов и при соблюдении нормативного регламента. С февраля 2017 года возможность приватизировать жилье, земельные участки и предприятия была лишена ограничительного периода и стала бессрочной.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/priobretenije/privatizacija

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.