Продажа госсобственности

Продажа государственного имущества

Продажа госсобственности

> 222,5 млрд ₽

Сделок в интересах государства

Федеральная приватизация – 24,5 млрд ₽

24,5 млрд ₽

общая сумма сделок

Ежегодно РАД обеспечивает до 85% доходов государственной казны в сегменте малой и средней приватизации.

По поручению Правительства РФ РАД проводит аукционы в рамках федеральной приватизации с 2013 года.

Сделки по продаже пакетов акций отечественных предприятий в рамках приватизации требуют значительной подготовительной работы.

Помимо необходимости обеспечить конкурентные торги с несколькими участниками, что достигается только широкой рекламой и адресной работой с потенциальными инвесторами, перед РАДом всегда стоит задача привлечь на торги профильных инвесторов, которые обеспечат сохранение и развитие действующего бизнеса.

Выполнение этой задачи требует глубокого погружения в проблематику конкретного рынка, к которому относится выставленное на продажу предприятие, и знания доскональной информации о текущем состоянии его активов.

По сути, РАД выполняет Due Diligence для каждого выставленного на аукцион пакета акций.

РАД нашел инвесторов и реализовал пакеты акций 203 отечественных компаний (в рамках федеральной и региональной приватизации). Кроме того, в интересах государства РАД продает недвижимость и движимые активы.

Региональная приватизация – 53 млрд ₽

53 млрд ₽

общая сумма сделок

РАД – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОДАВЕЦ имущества в рамках приватизации.

В качестве организатора торгов с полным сопровождением приватизационных сделок РАД продает имущество Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, ХМАО – Югры, Нижегородской, Ярославской, Астраханской областей.

РАД обеспечивает для государства сделки под ключ.

РАД первым в РФ приступил к продаже государственного имущества на электронных торгах — «электронная приватизация».

С 2011 по 2014 год на ЭТП РАД Lot-online проходили торги по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга. Торги проходили в рамках региональных нормативных актов.

Полученный положительный опыт лег в основу формирования всероссийской практики продажи государственного имущества на электронных торгах.

В настоящее время ЭТП РАД Lot-online является одним из лидеров электронной приватизации в РФ.

01.06.2019 подписан закон №45‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о приватизации государственного и муниципального имущества № 178‑ФЗ».

Согласно внесенным изменениям:

Всё государственное и муниципальное имущество продается на электронных торгах

ЭТП РАД – ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ

Для проведения торгов используются площадки, аккредитованные для работы в рамках госзакупок по 44-ФЗ

РАД – ОПЕРАТОР ЭТП по продаже госимущества

Распоряжение Правительства РФ № 2488‑р от 04.12.2015

Для эффективной приватизации рекомендуется привлекать профессиональных продавцов федерального имущества из Распоряжения Правительства РФ № 1874‑р от 25.10.2010

РАД – ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОДАВЕЦ имущества в рамках приватизации

Распоряжение Правительства РФ № 1874‑р от 25.10.2010

Продажа в интересах Министерства обороны РФ – 2,6 млрд ₽

2,6 млрд ₽

общая сумма сделок

> 700 публичных торгов

проведено

1,6

среднее превышение по торгам

Продажа высвобождаемого движимого имущества Министерства обороны осуществлялась в рамках приватизационного законодательства.

В рамках сотрудничества с Министерством обороны РАД выполнял полный цикл работ по подготовке и проведению торгов.

Большая часть активов – это железный лом, а также списанное военное обмундирование, легковой и грузовой автотранспорт, предметы армейского быта.

Примеры сделок

  • Бывшая военная техника, приведенная в состояние металлолома, без возможности использования по прямому назначению. Цена продажи – 457,6 млн ₽
  • Единым лотов более 2 400 тонн металлолома.Цена продажи – 792,1 млн ₽.

Аукционы по распределению части квот на вылов краба – 142,3 млрд ₽

142,3 млрд ₽

общая стоимость проданных лотов

17,84%

превышение по итогам торгов

Примеры сделок

  • В период 7-15 октября 2019 на ЭТП РАД lot-online проходили аукционы по распределению части квот на вылов краба.Реализовано 35 из 41 лота.По всем проданным лотам был зафиксирован рост цены.В торгах приняли участие 23 компании, 18 из них стали обладателями квот.

Источник: https://auction-house.ru/pages/service/privatization/

Торги Государственного и Муниципального имущества: Порядок Продажи

Продажа госсобственности

Современный уклад в экономике предполагает различные возможности пополнения государственного бюджета, продажа имущества выступает одним из дополнительных способов. Способ подразумевает приватизацию различных видов собственности, находившейся у государства, субъекта Российской Федерации, муниципальной организации. Ввиду этого аукционы в данной сфере имеют определённую специфику.

Хотя видов торгов разнообразное множество, такие продажи проводятся в электронной форме на специализированных площадках. Аккредитированы на таком уровне только 6, информацию по предстоящим мероприятиям можно найти на официальном сайте torgi.gov.ru.

Важной особенностью является необходимая организация равенства граждан при участии в таких торгах.  Кроме того, отдельно регулируются торги движимого имущества (конфискованного в том числе) и объектов от унитарных гос.

предприятий (поскольку в данном случае они представляют особую форму организации).

Законодательная база

Продажа и покупка госимущества на торгах регулируется, в первую очередь, Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (номер 178, дата 21 декабря 2001 года), а так же Правительственными Постановлениями № 549 от 22 июля 2002, № 860 от 27 августа 2012, № 585 от 12 августа 2002, № 584 от 12 августа 2002 и некоторые другие законодательные, нормативно-правовые акты.

В соответствии с действующим законодательством, проводятся открытые аукционы, что позволяет участвовать и юридическим, и физическим лицам (включая индивидуальных предпринимателей).

Однако по определённой категории лиц существуют некоторые ограничения (УП, органы власти, ЮЛ с более 25% уставного капитала в ведении государства), принятые для защиты конституционного строя.

По результатам передаются права собственности на объект; основные принципы, осуществление которых обязательно — открытость работы различных инстанций и равенство всех граждан (выступающих, в данном случае, потенциальными приобретателями).

Что может продаваться?

Реализации государственного имущества на торгах подлежат следующие его виды:

  • объекты, находившиеся в хозяйственном ведении у муниципалитета — общеобразовательные, лечебные заведения и пр.;
  • объекты, находившиеся в хозяйственном управлении у муниципалитета — унитарные предприятия например. Обозначаются отдельным пунктом, поскольку по их реализации существуют свои нюансы;
  • жилая недвижимость, находившаяся в собственности муниципалитета и подлежащая теперь приватизации;
  • земельные участки различного назначения — с/х, лесные угодья; земля, определённая под поселение и другое;
  • права на пользование — приобретение недвижимости и земли в аренду (виды приведены выше);
  • интеллектуальная собственность — право использовать название города/поселения/местную атрибутику в качестве торговой марки, например;
  • имущество несостоятельных лиц, которое по решению суда было передано в собственность муниципалитету;
  • государственные объекты, которые были переданы в ведение муниципальным органом по решению федеральных или региональных инстанций.

Как может продаваться?

Муниципальное и государственное имущество  должно продаваться в рамках конкурса, поэтому наиболее распространённая форма реализации — открытые аукционы и электронные торги. Данное положение закреплено в действующем законодательстве.

В зависимости от объекта есть свои нюансы, так продажа унитарного федерального предприятия предполагает изменение организационной формы (например, в АО).

Объекты могут также быть реализованы без указания стоимости (формат публичной оферты), или могут быть проданы ценные бумаги из государственной собственности.

Кто может проводить торги?

Торги муниципального имущества в связи с формой и уровнем собственности предполагают гораздо большую ответственность, нежели мероприятия в сфере банкротства. Организаторами муниципальных торгов могут становиться только уполномоченные лица. Вариантов, предусмотренных законодательством, несколько.

  • Муниципальные органы занимаются организацией сами и отдают все вопросы по проведению аукциона в ведение отдела, обладающего соответствующими возможностями — например, департаменту по управлению имуществом.
  • Торги проходят на аккредитованной ЭТП регионального или федерального уровня, так что за организацию торгов отвечают специалисты площадки. К этому варианту прибегают обычно малые муниципальные образования, в которых нет профильного органа или отсутствует возможность взять в ведение дополнительно данные вопросы.

Нюансы, связанные с муниципальным имуществом

Поскольку согласно основному закону РФ — Конституции — население выступает субъектом права собственности имущества государственного или регионального уровней, постольку перед продажей такого имущества «с ним» необходимо договариваться. Точнее, с органами, представляющими интересы граждан. Местная администрация поэтому прежде всего должна получить согласие на таковое распоряжение имуществом у органов местного самоуправления.

Другой нюанс состоит в том, что процедура проведения торгов вообще-то достаточно основательно расписана в нормативно-правовой базе; тем не менее порядок распоряжения имуществом и проведения торговых мероприятий регулируется муниципальными органами.

Они необходимо принимают постановление о порядке проведения торгов по муниципальному имуществу, который определяет, как очевидно следует из названия, порядок проведения, состав и полномочия конкурсной комиссии, перечень объектов, график, ресурсы, на которых будет опубликована информация, а так же список ЭТП. При этом полномочия конкурсной комиссии достаточно подробно расписаны в Правительственном Постановлении (дата 9 ноября 1998 года, редакция 21 ноября 2001 года).

Как проходят торги?

Мероприятия по продаже государственного и муниципального имущества проходят в несколько этапов. Ниже представлено обобщённое описание каждого из них.

  1. Муниципальный совет вместе с органом исполнительной власти принимают решение продать имущественные объекты и провести аукцион, о чём официально постановляет в соответствующем документе. Помимо официального объявления о предстоящем аукционе в нём определена дата проведения, место/электронная площадка; обсуждается и утверждается перечень объектов, подлежащих реализации; утверждается состав Комиссии.
  2. Средства массовой информации и интернет-издания публикуют сообщения о предстоящих торгах. Предварительно определяется, на каких ресурсах будет опубликована информация (поскольку именно эти издания и будут вестниками в течение всей процедуры). В первую очередь, данные появятся на официальном сайте муниципального образования (если таковой есть) и федеральном портале по торгам.
  3. Потенциальные претенденты на собственность подают заявки на участие в торгах, не менее, чем за месяц и не позднее, чем за три дня до старта аукциона. Заявления обязательно регистрируются в соответствующем журнале с присвоением идентификационного номера.
  4. Заявления, сопутствующая им документация рассматривается, определяется факт внесения или не внесения обязательного залога, принимается решение, допускается ли лицо до участия в торгах; принимается протокол, а участник извещается о соответствующем решении.
  5. Аукцион/торги проводятся в согласии с установленным регламентом, в предопределённом месте и времени, в соответствии со всеми предрешёнными факторами.
  6. Подводятся итоги мероприятия, производится протоколирование результатов. На тех же информационных площадках публикуется соответствующая информация о победителе/победителях аукциона.
  7. По результатам с победителями заключаются договора, собственность передаётся им на правах владения или аренды.

Помимо данных этапов, которые являются общими для всех торговых мероприятий, нельзя опустить такой важный момент, как обжалование результатов аукциона, что является достаточно частой практикой. Порядок подачи жалоб регламентируется Федеральным Законом № 401.

Жалобы могут подавать только те лица, которые непосредственно принимали участие в торговом мероприятии; заявлялись на участие. Кроме того, это могут быть лица, чьи интересы нарушаются или ущемляются проведением данного мероприятия и нарушениями при организации/проведении.

Указанные нарушения могут возникать в связи с отступлениями от законодательно установленного порядка публикации извещений о продаже государственного и муниципального имущества на аукционе; с отступлением от законодательно определённого регламента процедуры торгов или с неверным порядком подачи и приёма заявлений на участие в торгах.

Жалобы допускаются не позднее, чем через 10 дней со дня определения результатов аукциона или со дня публикации сообщения о результатах в онлайн-изданиях/печатных изданиях/прочих СМИ.

Что необходимо для принятия участия в торгах?

  1. Найти информацию о предстоящих торгах по продаже муниципального имущества. Проще всего зайти на сайт самого муниципалитета. Бывают случаи, когда муниципалитет мал и не имеет своего сайта, или он не может самостоятельно проводить торги — в таком случае имеет смысл смотреть сайт регионального образования.

  2. Подать заявление на участие (не позже, чем за месяц). Если муниципалитет всё-таки обладает сайтом, то чаще всего заявки он тоже принимает на собственном сайте.
  3. Подготовить документацию. Перечень документов, которые нужно предоставить, обычно можно найти на сайте с сообщением о проведении аукциона.

    Так же в самой форме заявления обычно указаны условия, которым необходимо должен удовлетворять участник, и перечень документов соответственно.

  4. Оплатить задаток после регистрации заявки.

    Реквизиты должны быть указаны всё на том же сайте; средства нужно перечислять на счёт компании, проводящей торговое мероприятие (не на счёт муниципалитета, если только он не проводит его).

  5. Подтвердить своё участие непосредственно перед началом мероприятия.

  6. По объявлении результатов, если лицо объявлено победителем, необходимо подписать протокол в двух экземплярах об итогах торгов по продаже государственного имущества.
  7. Заключить договор купли-продажи с собственником, которым выступает в данном случае муниципалитет или представительное лицо от него.

Заключение

По факту, муниципальные торги (будь то недвижимость, земля, другое имущество) проходят не сложнее, чем любые другие торги вещами несостоятельных лиц.

Для успешного участия необходимо быть осведомлённым о порядке проведения процедуры и её нюансах; о том, как функционирует система проведения данных торгов.

Имея такие общие представления, Вы успеете подать заявку вовремя, собрать необходимые документы в требуемой форме, правильно их подать, а это уже залог возможной победы — ведь бывают ситуации, когда допускается один единственный участник.

Главное — читайте имеющиеся данные, опубликованные на сайте вместе с сообщением о проведении аукциона и готовьтесь к участию заранее. Дополнительное имеющееся время даст вам спасительный люфт, который может оказаться очень полезным в форсмажорных обстоятельствах.

Источник: https://storgov.ru/baza-znanij/torgi-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imuschestva/

Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении

Продажа госсобственности

В зависимости от того, какая у вас организационно-правовая форма и какое имущество вы собираетесь продать, вам могут понадобиться согласие учредителя на продажу и одобрение крупной сделки.

Перед тем как обратиться за согласием, проведите обязательную оценку имущества и составьте проект договора купли-продажи.

В определенных случаях вам нужно будет провести торги в форме конкурса или аукциона. При этом единого порядка проведения торгов нет.

Если вы продаете здание, то продать вместе с ним земельный участок вы не сможете. В этом случае либо откажитесь от права постоянного пользования, либо направьте покупателя к собственнику за арендой.

1. Как оценить имущество в оперативном управлении

Вы должны провести оценку такого имущества в двух случаях:

· если продаете его арендатору – субъекту малого или среднего предпринимательства, который имеет преимущественное право на покупку (ч. 3 ст. 4 Закона N 159-ФЗ);

· если на продажу требуется согласие собственника (ч. 1, 2 ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Для этого заключите договор с оценщиком или оценочной организацией. Это нужно сделать:

· казенному учреждению или предприятию по Закону N 44-ФЗ (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ);

· бюджетному учреждению по Закону N 223-ФЗ, если у него есть положение о закупках и услуги оценщика оплачиваются небюджетными средствами (п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

· бюджетному учреждению по Закону N 44-ФЗ в остальных случаях (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

· автономному учреждению по Закону N 223-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

Договор на оценку должен содержать условия, перечисленные в ст. 10 Закона об оценочной деятельности.

По результатам оценки исполнитель обязан предоставить отчет об оценке. Цена, указанная в нем, является рекомендуемой для определения начальной цены торгов и считается достоверной в течение шести месяцев (ст. ст. 11, 12 Закона об оценочной деятельности).

2. Как составить проект договора купли-продажи имущества в оперативном управлении

Типового договора купли-продажи государственного или муниципального имущества нет. Возможно, такой договор утвердил ваш учредитель. Если нет, то укажите в проекте договора как минимум следующее:

· реквизиты решения собственника о согласии на продажу имущества. Если такого решения пока нет, оставьте пустую строку;

· условия, которые покупатель должен выполнить, если проводится конкурс, и неустойку за их нарушение;

· ссылку на охранное обязательство, если продается объект культурного наследия.

Если казенное предприятие продает недвижимость арендатору – субъекту малого или среднего предпринимательства, оно дополнительно также должно указать условия, подтверждающие преимущественное право покупателя (ч. 11 ст. 4 Закона N 159-ФЗ).

Пример формулировки условий, подтверждающих преимущественное право

Стороны подтверждают, что:

· по состоянию на 01.07.2015 покупатель арендовал объект более двух лет непрерывно;

· покупатель не имеет перед продавцом задолженности по арендной плате;

· объект не включен в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;

· покупатель является субъектом малого предпринимательства и сведения о нем на дату подписания настоящего договора не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Во всем остальном договор должен соответствовать общим правилам Гражданского кодекса РФ о купле-продаже и продаже недвижимости.

3. Как получить согласие учредителя на продажу имущества в оперативном управлении

Согласие учредителя на продажу нужно в следующих случаях:

1) казенные учреждения и предприятия хотят продать любое имущество (п. 1 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях, п. 4 ст. 298 ГК РФ);

2) бюджетные учреждения собираются продать недвижимость или особо ценное движимое имущество, которое предоставлено собственником либо куплено на его деньги (п. 3 ст. 298 ГК РФ);

3) автономные учреждения хотят продать недвижимость или особо ценное движимое имущество, которые предоставлены собственником либо куплены на его деньги (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Федеральные учреждения получают согласие в порядке, установленном ведомственными документами. Региональные и муниципальные учреждения руководствуются местными актами.

Если для вас не утвержден специальный порядок, рекомендуем представить учредителю следующие документы:

· заявление с просьбой дать согласие на сделку по распоряжению имуществом;

· отчет оценщика о цене имущества;

· копии правоустанавливающих документов на имущество;

· проект договора;

· кадастровый паспорт (для недвижимости).

4. Когда и как нужно одобрить сделку по продаже имущества в оперативном управлении

Одобрять сделки нужно только в двух случаях: если это крупная сделка или сделка с заинтересованностью. Порядок их одобрения зависит от вида учреждения.

4.1. Что такое крупная сделка и сделка с заинтересованностью

Для бюджетных и автономных учреждений купля-продажа будет считаться крупной сделкой, если стоимость имущества или цена договора превышает 10% активов. Такие правила установлены п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях и ст. 14 Закона об автономных учреждениях.

Для казенных предприятий крупной будет сделка, размер которой превысит минимальный размер оплаты труда в 50 тыс. раз (п. 1 ст. 23 Закона об унитарных предприятиях).

Сделкой с заинтересованностью (конфликтом интересов) продажа имущества будет считаться, если руководство продавца связано с руководством покупателя семейными, трудовыми или корпоративными отношениями. На это указано в п. 1 ст. 27 Закона о некоммерческих организациях, ст. 16 Закона об автономных учреждениях, п. 1 ст. 22 Закона об унитарных предприятиях.

Для казенных учреждений понятие крупной сделки и сделки с заинтересованностью не определено. Казенное учреждение при любой цене сделки не может продавать имущество без согласия своего учредителя (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

4.2. В каком порядке такие сделки одобряют разные организации

Федеральные бюджетные учреждения получают одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью в порядке, установленном ведомственными документами.

Федеральные казенные предприятия согласовывают такие сделки с учредителем.

В регионах и муниципальных образованиях могут быть свои правила. См.

, например: Порядок принятия решений об одобрении сделок с участием муниципального бюджетного учреждения городского округа Лосино-Петровский, в совершении которых имеется заинтересованность, Порядок согласования собственником имущества сделок государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы.

Если для вас не установлен подобный порядок, то получить одобрение можно так же, как и согласие на продажу.

Автономным учреждениям крупные сделки и сделки с заинтересованностью одобряет наблюдательный совет (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Закона об автономных учреждениях).

5. Как провести торги по продаже имущества в оперативном управлении

5.1. Обязательно ли проводить торги

Торги не нужно проводить, если имущество покупает субъект малого или среднего предпринимательства, который арендует это имущество и имеет преимущественное право покупки (ст. 4 Закона N 159-ФЗ). Даже если вы проведете торги по продаже имущества, то арендатор сможет перевести права покупателя на себя (ч. 2 ст. 6 Закона N 159-ФЗ).

В других случаях вопрос об обязательности торгов решается неоднозначно.

Есть практика, согласно которой торги при продаже имущества в оперативном управлении не нужны.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc748bea02e001559b66e53/kak-prodat-gosudarstvennoe-ili-municipalnoe-imuscestvo-nahodiasceesia-v-operativnom-upravlenii-5de7894316ef9000ae654a0c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.