Признание имущества бесхозным порядок

Содержание

Приложение. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей | ГАРАНТ

Признание имущества бесхозным порядок

Приложение
к приказу Министерстваэкономического развития РФ

от 10 декабря 2015 г. N 931

Порядок
принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей

1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”* (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).

На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).

3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;

исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации**.

7. При нахождении объекта недвижимого имущества на территории более одного муниципального образования заявление подается любым органом местного самоуправления с указанием в этом случае наименования другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимого имущества.

8. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

9. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записей об ограничениях (обременениях) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не является препятствием для принятия на учет объекта недвижимого имущества, при условии, что информация о таких ограничениях (обременениях) прав известна заявителю.

10.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него орган регистрации прав направляет заявителю и отказавшемуся (отказавшимся) от права собственности лицу (лицам) уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от права собственности на который собственник отказался (приложение N 2 к настоящему Порядку), в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

11.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

12. Заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

13. Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае:

государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

14. Запись о снятии объекта недвижимого имущества с учета вносится в Единый государственный реестр недвижимости одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

15.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации***). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета.

16.

После государственной регистрации права собственности (за исключением права муниципальной (государственной) собственности) на объект недвижимого имущества орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты внесения записи о снятии данного объекта с учета в качестве бесхозяйного обязан направить в соответствующий орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета с указанием оснований снятия объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного по адресу электронной почты, указанному в заявлении.

17.

В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимого имущества орган регистрации прав обязан направить собственнику, отказавшемуся от права собственности на данный объект, уведомление о снятии объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного и государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на него (с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права собственности) в порядке и способами, установленными в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344.

** В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 7, ст. 775.

Источник: https://base.garant.ru/71385080/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным

Признание имущества бесхозным порядок

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по защите прав фактических владельцев незарегистрированного имущества, а также услуги по юридическому сопровождению постановки социально значимых объектов на учет в качестве бесхозяйных вещей.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением прав на бесхозяйное имущество, включая:

Анализ возможностейпостановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйногоЮридическое сопровождениеоформления прав на незарегистрированные объектыЮридическое сопровождениепри проведении проверок компетентных органов по вопросам эксплуатации незарегистрированного имущества

Радикальные изменения в земельном законодательстве в 90е г.г. XX века привели к тому, что многие объекты недвижимости (в том числе, обладающие значительным инвестиционным потенциалом) фактически не имеют законного («официального») собственника, а правовой статус их не определен.

В результате является достаточно распространенной ситуация, когда собственник здания фактически пользуется им, но при этом его право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Можно выделить ситуации, когда:

В первом случае право, формально, считается действительным и может быть зарегистрировано в любой момент по желанию собственника.

А во втором – зарегистрировать право чаще всего можно только в судебном порядке: либо по истечении 18 лет владения имуществом (3 года исковой давности и 15 лет приобретательной) либо, если есть соответствующие основания, – в рамках спора о признании права собственности или оспаривании отказа в регистрации.

Однако грань межу этими случаями тоньше, чем кажется. Так, например, права на недвижимость, приобретенную в рамках первых волн приватизации девяностых, зарегистрировать не всегда просто.

Приватизационные документы тех лет зачастую не содержат полноценного перечня передаваемых в составе предприятия зданий и сооружений, расположения и характеристик таких объектов. Особенно актуальна данная проблема для вспомогательных объектов, учетом которых до недавнего времени всерьёз не занимались.

В связи с этим почти в каждом крупном имущественном комплексе с давней историей можно найти такие «серые» объекты.

Отдельная проблема – инженерные сети и иные объекты инфраструктуры, которые в зависимости от ряда обстоятельств должны были либо приватизироваться вместе с предприятиями, либо передаваться в муниципальную собственность. А в результате – часто оказывались просто забыты.

При этом в последние годы местные администрации (например, органы государственной власти г. Москвы) проводят политику «собирания» всей недвижимости без регистрации для последующего присвоения такому имуществу статуса бесхозяйного и регистрации права государственной или муниципальной собственности.

В свете вышесказанного, нельзя исключать ситуацию, когда посреди территории завода или офисного центра окажется сарай или гараж, находящийся в городской либо муниципальной собственности, поскольку фактический владелец ранее не оформил на него свои права. Это может быть особенно неприятно, если земля под зданиями оформлена в аренду, так как собственник остальных зданий перестает быть единственным арендатором участка.

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.

Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности.

Например, в случаях, когда право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет зарегистрированного права – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Помимо разработки убедительной правовой позиции, подтверждающей наличие оснований для признания имущество находящимся в законном владении лица, в соответствующих делах также является важным получение архивных документов, подтверждающих владение конкретного лица.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

В качестве надлежащих доказательств по таким делам могут быть приняты, в том числе, акты разграничения балансовой принадлежности объектов сетевого хозяйства, подтверждающие, что рассматриваемый участок сетей не относится к сфере эксплуатационной ответственности частных лиц, которые подключены к данной сети.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/oborot-ob-ektov-nedvizhimosti/beshozyajnaya-vesch

Бесхозяйные вещи

Признание имущества бесхозным порядок
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Бесхозяйные вещи

Правовое положение вещей, не имеющих законного владельца.

Ст. 225 Кодекса регламентирует понятие бесхозяйного имущества, процедуру приобретения на него прав собственности, а также правовое положение. Далее мы рассмотрим, в каких случаях осуществляется признание движимой вещи бесхозяйной, процесс ее присвоения и остальные возникающие по рассматриваемой теме вопросы.

Понятие бесхозяйных вещей, их правовой режим

Ст. 225 Кодекса устанавливает крайне значимые нормативные понятия касательно правового положения вещей, не имеющих законного владельца.

Нормы данной статьи позволяют выделить причины, при которых бесхозяйная недвижимая вещь будет присвоена законно, а также определяют порядок возникновения имущественных прав на такие вещи.

Установленная понятиями статьи возможность осуществления присвоения материальных ценностей, не имеющих собственника, позволяет реализовать:

  • их вовлечение в гражданский оборот;
  • возложение бремени по должному содержанию материальной ценности на носителя имущественных прав;
  • обеспечить ответственность такого лица за весь ущерб, причиненный вследствие безответственного несения бремени.

Случаи, в которых вещь признают бесхозяйной

Ч. 1 ст. 225 Кодекса устанавливает три случая, при которых осуществляется признание движимой вещи бесхозяйной:

  • для которой владелец не определен;
  • которая вообще не имеет собственника;
  • от которой отказался владелец.

По последнему случаю следует отметить, что, согласно ст. 236 Кодекса, лицо, отказавшееся от прав на собственность, продолжает нести бремя по должному содержанию имущества до тех пор, пока в установленном порядке не будет вынесено решение об определении нового собственника.

Стоит отметить, что ведение ЕГРП позволяет практически исключить вероятность существования объектов недвижимости с неустановленным или отсутствующим собственником. В основном, такие объекты существуют, если права на них возникли еще до реализации проекта Единого Госреестра и не были зарегистрированы в действующем порядке.

Недвижимость, которая была в собственности у умерших граждан, не считается бесхозяйной. В случаях, установленных ч. 1 ст. 1151 ГК РФ, имущество считают выморочным. Его переход осуществляется в соответствующую собственность муниципального района или РФ согласно нормам ст. 1151 Кодекса.

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику

Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

Право на бесхозяйные вещи возникает:

  • у муниципальных образований;
  • у населенных пунктов федерального уровня.

Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

  • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
  • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
  • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
  • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

Процедура принятия на учет бесхозяйных вещей и снятия их с него

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и снятие таковых с него производится согласно положениям Постановления Правительства № 580.

Регистрационные действия с бесхозяйными имущественными ценностями уполномочены осуществлять:

  • Росреестр – по объектам, располагающимся на территории двух и более регистрационных округов;
  • местные органы Росреестра – по иной недвижимости, находящейся в рамках территории одного определенного округа.

В 2018 г. ОС садоводов (есть протокол) отказались от эл. сетей и КТП.. Прокуратура обязала администрацию принять на баланс добровольно или заставят через суд (СНТ находится в черте города). Администрация занимается сбором документации… Кто должен проводить самоограничение, в связи с долгами за эл. энергию? СНТ или кто если они уже не наши…?

Лариса09.08.2019 16:34

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/beshozyajnye-veshhi.html

Признание вещи бесхозяйной

Признание имущества бесхозным порядок

   Гражданское законодательство регулирует различные отношения между людьми, и те, которые возникают по повод передачи, приобретения различных движимых и недвижимых вещей.

Различные вещи находятся на праве собственности у лиц, которые спокойно могут владеть, распоряжаться и передавать их другим лицам. Вещь может быть и бесхозяйной, то есть не иметь собственника на неё либо её собственник неизвестен.

  Бесхозяйной вещь могут признать только в судебном порядке, иной порядок признания вещи бесхозяйной не предусмотрен.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по гражданским делам поможет в процедуре признания вещи бесхозяйной: профессионально, на выгодно согласованных условиях с Вами и в срок. Звоните! 

Плюсы признания вещи бесхозяйной

   После того как признали вещь бесхозяйной на неё могут возникнуть свои плюсы, например:

  1. Вещи принимаются на учёт специальными органами, которые управляют имуществом. Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества. Имущество может и не поступить на учёт в муниципальную собственность, тогда вещи могут возвратить старые собственники либо приобрести новые в силу приобретательной давности.
  2. Если лицо, не являющееся собственником, а например, арендатором помещения, которое осуществляло уход и пользовалось вещами как своими собственными, как которые признали бесхозяйными,недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, иным имуществом в течение пяти лет, может приобрести данное имущество в собственность на основании приобретательной давности.

   Также законодательство выделяет и отдельные категории вещей, которые не имеют хозяина, и на них можно получить быстрое приобретение прав собственности, такие вещи называют ещё брошенными.

  1. При задержании домашних животных и иных животных на улицах (например, рогатого и иного скота). Другое лицо через определенное время, если не объявится хозяин, может приобрести право на данное животное забрав его себе.
  2. Нахождение клада либо потерянной материальной ценности (например, нахождение на улицах либо в реке золотых украшений, денежных средств на улице). Бывают ситуации, что невозможно определить хозяина данной вещи, как и срок пребывания этих вещей на улице, и лицо, которое нашло данные вещи оставляет их себе, то есть приобретает право собственности на них.
  3. Если собственник отказался от данных вещей, то на основании приобретательной давности другое лицо их сможет приобрести.

Судебный порядок признания вещи бесхозяйной

   Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:

  1. Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
  2. Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
  3. Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.

   После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности. 

ПОЛЕЗНО: закажите составление искового заявления у нас, смотрите ВИДЕО

Исковое заявление о признании вещи бесхозяйной

   В заявлении следует указать следующее:

  • Наименования сторон, реквизиты и адрес;
  • Описание вещи, которую хотят признать бесхозяйственной. Требуется описание индивидуальных признаков вещи, её наименования, где лицо обнаружило вещь (например, на улице либо у определенного лица), какие-то определенные признаки, что отличает вещь от других, движимое или недвижимое имущество, имеются ли ещё собственники данной вещи либо наследники;
  • Доказательства. Здесь можно указать свидетелей, (например, которые подтвердят, что гражданин нашёл вещь на улице, например клад или обручальное кольцо) либо документы, которые подтвердят, например, отсутствие собственника либо его отказ от права собственности на вещь
  • Отсутствие лиц, оспаривающие права заявителя (отсутствие тех лиц, кто будет против того, чтобы вещь перешла во владение заявителя). Также необходимо указать ссылку на законодательство и просьбу о том, чтобы вещь признали бесхозяйной и признали за лицом право собственности.
  • Приложенные документы к заявлению (например, подтверждающие факт права собственности на вещь, либо подтверждающие отсутствие собственника).

Срок признания вещи бесхозяйной

   Для признания вещи бесхозяйной есть сроки приобретательной давности, а также определенный срок исковой давности, который составляет три года.

   Срок приобретательной давности начинается не ранее истечения срока исковой давности, срок продолжает течь если лицо является правопреемником предыдущего собственника. Приобретательная давность распространяется только на лиц, которые пользовались имуществом собственника без права не него в течение 15 лет-на недвижимое, и иное имущество в течение 5 лет непрерывно.

   Бесхозяйная вещь может также передаться в муниципальную собственность, если она стоит на учёте у государственных органов, то по истечению года, специальный управляющий может обратиться в суд с требованием о том, чтобы вещь перешла в муниципальную собственность.

Основания отказа в признание права собственности на бесхозяйную вещь

   Суды при рассмотрении заявлений на право собственности на бесхозяйную вещь исследуют и изучают все доказательства по делу для установления оснований её признания. Основаниями отказа в признании собственности на бесхозяйную вещь являются:

  1. Факты появления собственника (например, он отсутствовал и объявился), либо заинтересованные лица предоставили доказательства, что собственник имеется.
  2. Отсутствуют доказательства и документы о том, что собственник отказался от вещи либо что вы можете на неё претендовать.
  3. Появились заинтересованные лица, которые располагают важной информацией (например, что есть наследники недвижимого имущества).

Помощь адвоката

   Признание вещи бесхозяйной представляет собой сложный и длительный процесс, так как он требует собирания дополнительных доказательств (документов), а также часто взаимодействие с государственными органами (например, с администрацией города, либо с органам по управлению жилищным фондом и т. д.), поэтому требует дополнительной помощи специалистов, например адвокатов в сфере гражданского права, которые помогут защитить вам ваши права.

   Составление заявлений и выступление в суде по поводу защиты своих прав требует специальной подготовленности, наши адвокаты —  успешно выступят за Вас и защитят ваши права на бесхозяйную вещь, а также если Вам необходимо помогут оформить право собственности на неё.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/priznanie-veshhi-beshozyajnoj/

Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество

Признание имущества бесхозным порядок

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Когда у недвижимого объекта нет законного хозяина (владельца), то он признается в качестве бесхозяйного. Данное положение сформулировано на основании текста Гражданского Закона (скачать ГК можно по ссылке).

В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.

Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное.

Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий.

Что именно понадобится сделать, чтобы признать бесхозяйную недвижимость своей собственностью — будет описано в статье.

Урегулирование вопроса в досудебном порядке

Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.

Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:

  • до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
  • собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
  • заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
  • внести сумму обязательной госпошлины;
  • подать акты на рассмотрение в суд.

Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.

Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?

Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.

Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:

  • компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
  • граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.

Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:

  • кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
  • персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.

Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.

Образец иска

Заявление в судебную инстанцию составляется истцом. В бланке не должно быть ошибок, исправлений и помарок.

Указывать следует только правдивые сведения, так как вся указанная информация проверяется на достоверность уполномоченными работниками настоящего государственного органа.

Заявление о признании прав собственности на бесхозяйное имущество в виде жилой или нежилой недвижимости составляется в соответствии с требованиями ГПК России.

искового заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из следующих пунктов:

  • название государственного судебного органа, который уполномочен вести разбирательства по делу о бесхозяйных недвижимых объектах;
  • сведения о заявителе:
    • если физ. лицо, то пишется имя, отчество, фамилия, адрес проживания, дата рождения и данные удостоверения личности;
    • если истец — юридическое лицо, то указывается название компании и сведения об уполномоченном лице представлять данную фирму.
  • стоимость искового обращения;
  • описание ситуации, в связи с которой рассматриваемая недвижимость стала считаться бесхозяйной. Например, предыдущие собственники жилого дома умерли, а наследников нет и никто не заявлял права на владение жильем;
  • прошение, выставляемое суду — предоставить истцу права пользования данным жильем;
  • детальное описание бесхозяйного недвижимого имущества;
  • список актов, прилагаемых к письму;
  • роспись истца и дата оформления искового заявления.

Скачать образец искового прошения о признании прав собственности на бесхозяйное имущество.

Важно! Разбирательства о признании прав на владение бесхозяйным имуществом рассматриваются только в Районном суде. Поэтому иск и заявление следует подавать в данное учреждение.

Пакет необходимых документов

Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:

  • паспорт истца;
  • бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
  • квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
  • акт, взятый из ЕГРП;
  • доказательная база;
  • акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.

Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.

Размер госпошлины и срок исковой давности

Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска. Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России. Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:

  • когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
  • если стоимость бесхозяйного имущества достигает пределов в 100 000 рублей, то уплачивается государству 800 руб. плюс три процента;
  • в случае, если цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;
  • если стоимость бесхозного объекта составляет от 200 001 рубля до 1 миллиона, то размер пошлины равен 5200 рублей плюс один процент;
  • если цена искового заявления более одного миллиона рублей, то истец обязан оплатить пол процента от суммы и 13 200 рублей.

Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности. В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.

Оспаривание судебного постановления

Процедура рассмотрения иска о признании прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество производится в течение двух — трех месяцев. По прошествии данного периода, судья принимает решение. Оно оглашается на последнем слушании. Официальное вступление в действие судейского вердикта происходит через 10 дней после его вынесения.

Согласно нормам закона, обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество возможно в данный десятидневный период.

Для обжалования, необходимо составить новое исковое заявление, в котором указать причины не согласия с вынесенным постановлением.

По общим правилам, обжаловать решение Районного суда возможно в высшей государственной инстанции. Поэтому исковое прошение подается в Арбитражный судебный орган.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/priznanie-prava-sobstvennosti-na-besxozyajnoe-nedvizhimoe-imushhestvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.