Приватизация в российской федерации

Приватизация госсобственности

Приватизация в российской федерации

Приватизация – это гражданско-правовая сделка по переоформлению в частную собственность государственной недвижимости или другого имущества.

Процедура безвозмездная, т.е. граждане не выплачивают стоимость жилых помещений государству. Заплатить придется лишь за оформление требуемых справок и документации.

Законодательное регулирование указанной процедуры основывается на Законе РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Непосредственно сделка приватизации оформляется в соответствии с нормативами Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года под № 218-ФЗ

Ключевые особенности программы:

 К участию в процедуредопускаются только российские граждане РФ и только однократно
 Исключение из вышеназванной нормы делается в отношении несовершеннолетних лицВ случае приобретения ими права собственности до совершеннолетия, они не утрачивают право участия в программе
 Дети в обязательном порядке привлекаются к заключению сделкиотказ от принадлежащей им доли в недвижимости не допускается
 Процедура приватизация полностью добровольна и свободнавозможен отказ от участия в программе с сохранением права постоянного проживания в приватизированной квартире
 Отдельные категории госсобственностине могут быть переданы в частную собственность граждан

Объекты, подлежащие передаче

Возможна приватизация следующих объектов недвижимости:

 Квартиры и комнатыа также жилые дома либо их части
 Земельные участкипредназначенные для ИЖС, ЛПХ или дачного, садового, огородного хозяйства, иные виды земель
 Гаражирасположенные в гаражно-строительных кооперативах

Основным требованием к совершению приватизационной сделки является отсутствие ограничений на нее в региональных или федеральных законодательных актах.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. запрещена приватизация следующих объектов:

 Аварийного жильякоторое получило статус непригодного для проживания на основании заключения межведомственной комиссии
 Жилых помещенийрасположенных в закрытых военных городах, а также в на землях природоохранного назначения
 Служебных помещенийкомнат, находящихся в общежитиях
 Земельных наделоврасположенных на территории заповедников, заказников, национальных парков
 Земли лесного фондаводоемов и акваторий
 Иные землиприватизация которых запрещена согласно Земельному Кодексу РФ

Приватизация объектов государственной недвижимости

В настоящее время программа передачи государственного имущества в частную собственность продлена до 01 марта 2020 года.

В итоге, 10.02.2020 г. законодательным собранием РФ были внесены окончательные поправки в закон. На сегодняшний день приватизация становится бессрочной и безвозмездной для всех российских граждан.

Основные нюансы:

 Граждане РФ, имеющие право на участие в приватизации могут от нее отказатьсят.е. приобрести право собственности на определенное имущество. Но своего права такие лица не утрачивают. Данный отказ должен оформляться в письменной форме и заверяться в нотариальной конторе
 Обязательное участие детей в программенесовершеннолетние лица, проживающие в жилом помещении должны получать долю в праве собственности. Не допускается их отказ от доли в праве собственности в пользу другого лица. В случае нарушения прав лиц, не достигших 18-летнего возраста, сделка признается недействительной

Еще одним требованием к процедуре перехода госсобственности в коммунальной квартире является необходимость получения согласия у соседей.

Если в квартире прописано несколько граждан, при этом никто из них не желает отказываться от своего права, то недвижимость поступает в их долевую собственность.

Для ускорения процедуры оформления, наниматель государственной квартиры может обратиться за услугами компетентных юристов. С их помощью можно значительно сократить время приобретения собственности на объект недвижимости. На самостоятельно оформление документов может потребоваться продолжительное время (до полугода).

Плюсы оформления прав на жилье

К ним можно отнести:

Гражданин, которому принадлежит жилье на основании права собственности наделен абсолютными полномочиями в отношении негот.е., став собственником на государственное недвижимое имущество, он может заключить в отношении него

  • Договор купли-продажи;
  • Договор дарения;
  • Арендное соглашение;
  • Составить завещание;
  • передать в залог;
  • договор пожизненной ренты
  • и иные сделки, не противоречащие гражданскому законодательству.
 Выселение собственника из принадлежащей ему квартиры происходит гораздо сложнеечем нанимателя государственного жилья, даже при наличии значительной задолженности по квартплате
 Сделка является бесплатнойпотребуется внести плату только за оформление некоторых документов

Возникающие сложности

При оформлении могут возникнуть следующие трудности:

 Отсутствие необходимых бумагна приватизируемую недвижимость. Во времена Советского Союза предоставлялись участки земли либо жилые помещения для проживания граждан (на основании договора социального найма), а люди не задумывались об оформлении права собственности. Затем наследники этих граждан продолжили пользоваться такими квартирами. При этом ордер или сам договор соц найма, на основании которых граждане занимают помещение, могут быть потеряны. За их восстановлением следует обращаться в архив местной администрации
 Препятствиясо стороны муниципальных органов исполнительной власти

Возможный иные трудности в процессе оформления документов на приватизацию, которые носят индивидуальный характер.

Порядок действий

Прежде всего необходимо определить, может ли быть вообще приватизирован объект недвижимости. Узнать это можно в органе местного самоуправления по месту нахождения государственного имущества.

Если госсобственность может быть переоформлена в частную собственность, то нужно подготовить требуемые бумаги.

Исчерпывающий перечень необходимых документов зависит от конкретного объекта приватизационной сделки и от региона РФ.

После подготовки всех бумаг, необходимо подать их на рассмотрение в администрации.

Если заявление на проведение приватизации одобрено, то сотрудники администрации приглашают всех ее участников на подписание договора о передаче объекта.

Вслед за этим сделка должна пройти процедуру государственной регистрации в ФКП Росреестра, а заявителям выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая переход права собственности.

Куда подавать документы

Следует обращаться в орган местного самоуправления населенного пункта, в котором находится госимущество.

Подготовленный комплект бумаг подается в дирекцию по управлению многоквартирными домами и приватизации жилого фонда или в управление земельных ресурсов (если приватизируется земельный участок), или в Многофункциональный центр по оказанию услуг населению (МФЦ). Отделения МФЦ «Мои документы» открыты почти во всех больших городах.

Чтобы осуществить регистрацию сделки по передаче недвижимости, потребуется обратиться в службу Росреестра по месту расположения жилья.

Комплект необходимых документов

Необходимые для оформления госсобственности документы: 

 Паспорт заявителяесли их несколько, то нужны все паспорта. В отношении ребенка, не достигшего 14 летнего возраста, предоставляется свидетельство о его рождении
Техническая документация на недвижимость В том числе:

  • выписка из кадастрового паспорта;
  • техпаспорт БТИ
 Заявление на проведение приватизациилибо нотариальный отказ от участия в программе
Документыподтверждающие законность право пользования приватизируемым объектом госимущества

Также могут понадобиться дополнительные бумаги:

 Согласие от органов опеки и попечительстваесли в приватизации участвует несовершеннолетнее лицо, а также разрешение от родителей ребенка
 В случае смены фамилии (при вступлении в брак, при усыновлении и т.д.)нужно предоставить справки соответствующие бумаги (свидетельство о браке, перемене имени, о разводе, справка о принятии фамилии супруга)
 Решение судао передаче государственного объекта недвижимости в собственность частных лиц

Сколько стоит процедура

Сама процедура приватизации является бесплатной.

Но за регистрацию сделки по передаче жилого помещения потребуется уплатит госпошлину:

 Для физических лиц2 тыс. руб.
 Для юридических лиц22 тыс. руб.

Сроки рассмотрения

После проверки всех представленных документов, непосредственно процесс рассмотрения заявки занимает от 2-х месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=VEgVoj9NPdc

По факту подписания договора, его нужно зарегистрировать и получить выписку из ЕГРН. Это также займет больше месяца. Однако, на практике завершить процесс приватизации государственного недвижимого имущества менее чем за полгода крайне сложно.

По каким основаниям приватизация может быть признана недействительной, читайте здесь.

: Приватизация государственной и муниципальной собственности:

Загрузка…

Источник: https://ipoteka-nedvizhimost.ru/privatizatsiya-gossobstvennosti/

Приватизация в России: необходимость, методы и итоги

Приватизация в российской федерации

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность.

Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность.

Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике.

Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности.

Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

• создание конкурентной среды;

• содействие демонополизации экономики;

• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.

) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.

* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г.

начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

– продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

– полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам.

При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться.

Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

– акционирование 22,5

– продажа на аукционах 3,9

– коммерческий и инвестиционный конкурс 9,6

– выкуп арендованного имущества 32,0

– продажа недвижимости и земли 24,4

– прочие 7,6

Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.

2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий.

Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет.

В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.

3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации.

Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г.

они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.

5.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики.

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста.

Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период.

В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо.

В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

Во Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

• допуск частного капитала в государственный сектор;

• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

• продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

• выпуск и продажа акций государственных предприятий;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

• закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е.

возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений.

Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность – это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная).

В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация – это трансформация государственной собственности в частную.

Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности.

Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации – это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5.

На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Источник: https://studopedia.ru/7_110451_privatizatsiya-v-rossii-neobhodimost-metodi-i-itogi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.