Приватизация в россии кратко

Приватизация в РФ: понятие и этапы реализации

Приватизация в россии кратко

Приватизация- одно из направлений разгосударствлевания собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридически лиц.

Этапы приватизации. 1 этап – это спонтанный процесс приватизации в легальных и в нелегальных формах. Импульсом является политическая воля гос.власти. Признаком завершения является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления в институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны. Признаком завершения является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности.

Цели приватизации. Общая цель приватизации – обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы.

В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Приватизация в России— приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации  в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.

Этапы в России:

1. Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно».

2.Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».

До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и Закон «О собственности в РСФСР».  В России к нормативной базе приватизации относились также Государственные программы приватизации на 3 года. Они включали задания на текущий год и прогноз на два следующих. На основании этих законов Государственный комитет России по управлению государственным имуществом (ГКИ) издавал нормативные акты, а также давал разъяснения этих актов и Программы приватизации.

3.Государственная программа приватизации была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года.

Она провозглашала следующие цели:

– повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

– создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

– привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

– содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

– создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.

Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации.

При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий правительство РФ, ГКИ и его территориальные органы имели право запретить приватизацию либо путем преобразования предприятия в акционерное общество открытого типа с закреплением 100 % акций в государственной собственности, либо преобразования его в государственное (казенное) предприятие, финансируемое за счет государственных источников. Основная же масса предприятий должна была быть в процессе приватизации превращена в акционерные общества открытого типа (АООТ).  Для них предусматривались следующие формы приватизации:

– закрепление пакета акций (в том числе и «золотой» акции) в государственной или муниципальной собственности;

– льготная продажа и передача акций членам трудового коллектива приватизируемого предприятия;

– выкуп имущества арендными предприятиями по договорам аренды;

– продажа акций на чековом («ваучерном») или денежном аукционе;

– продажа акций по конкурсу, в том числе и приватизационному.

4.Нормативная база приватизации, принятая в краткие сроки часто без межведомственного согласования, естественным образом не могла быть достаточно полной. В развитие Госпрограммы приватизации был издан ряд указов президента и ведомственных документов.

При этом не были определены механизмы управления госсобственностью, не сформулированы требования к новым собственникам по защите окружающей среды, механизмы обеспечения экономической независимости, безопасности и обороноспособности страны, взаимоотношений, распределения прав и обязанностей в части управления госсобственностью центра и регионов.

Последствия:

– В России произошёл переход от социализма к капитализму.

– В России появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

– Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.



Источник: https://infopedia.su/20x544f.html

Приватизация в России

Приватизация в россии кратко

Основойперестройки отношений собственностив переходный период является приватизация.

Приватизация(отлат. privatus– частный) – это передача государственнойили муниципальной собственности заплату или безвозмездно в частнуюсобственность.

Всовременной России приватизация принялаширокий размах. Ее механизм был определензаконом о приватизации, принятым в 1991году. В этом законе были заложены основыприватизации:

  1. Определены цели и формы приватизации.

  2. Созданы две государственные структуры:

  • Комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, в функции которых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации.
  • Фонды имущества, которые осуществляли продажу имущества предприятий.
  1. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Основныецели приватизациив России:

  1. Формирование слоя частных собственников-предпринимателей.

  2. Создание конкурентной среды.

  3. Содействие демонополизации экономики.

  4. Финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности).

  5. Повышение эффективности деятельности предприятий.

  6. Привлечение иностранных инвестиций.

  7. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств приватизации.

Приватизациягосударственной собственности в Россииосуществлялась в следующих формах(формыприватизации):

  1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 года) разделили на все население России и на каждого россиянина пришлось 10 000 рублей.

    На эту сумму каждому был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

    Фактическая, с учетом инфляции, рыночная цена ваучеров оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, и они не смогли создать условия для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

  2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых госдуарственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

  3. Денежная приватизация предполагает:

  • Продажа государственной собственности по конкурсу или аукциону.

Конкурс(коммерческий) – продажа государственныхи муниципальных предприятий при согласиипокупателей на выполнение определенныхусловий (например, сохранение профиляпредприятий, численности занятых нанем, условий труда и т.п.). Победителемконкурса становится участник, предложившийнаибольшую цену и согласившийся выполнятьпоставленные условия.

Аукцион– продажа предприятий и их активов наоткрытых торгах, когда в дальнейшем отпокупателей не требуется выполнениякаких-либо условий, при этом правособственности переходит покупателю,предложившему в ходе торгов максимальнуюцену.

  • Продажа акций предприятий (акционирование).

Акционированиесамо по себе не является приватизацией.Предприятие приватизируется толькотогда, когда большинство акций акционерногообщества передается частным инвесторам.

При этом наряду с бесплатной передачейчасти акций трудовым коллективам другаячасть акций может продаваться.

Существуетнесколько схем, методов акционирования,основные различия которых связаны стем, в чьих руках оказывается контрольныйпакет акций (в руках государства,трудового коллектива или частных(внешних) инвесторов).

  • Полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Вроссийской приватизации выделяютсядваэтапа.

Первыйэтап – 1992 г. – первая половина 1994 г.

Досередины 1994 г. приватизация осуществляласьпутем обмена государственной собственностина ваучеры, бесплатно раздаваемые всемгражданам.

Приватизациябольшинства предприятий проходила поодной из трехмоделей.

  • первая предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций;
  • вторая давала возможность работникам право приобрести 51% акций;
  • согласно третьей модели группа менеджеров получала 30% акций предприятия после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности.

На70-75% предприятий трудовые коллективывыбрали вторую модель, которую ещеназывают «инсайдерской». Инсайдеры –члены трудового коллектива илиадминистрации предприятия, реализующиеправа собственности во время приватизациии после нее.

Дляэтого периода была характерна «малаяприватизация», которая охватила около70% предприятий этой категории: предприятийторговли, общественного питания, бытовогообслуживания. Большая приватизация наэтом этапе осуществлялась преимущественнов безвозмездной форме, посредствомприватизационных чеков (ваучеров),

Всегобыло распространено среди 96% населения(в принципе право на по существу бесплатноеполучение ваучеров имели все граждане)144 млн. ваучеров номиналом в 10 000 рублей.Крупные предприятия акционировались,а затем продавались в первую очередьза ваучеры и лишь во вторую – за деньги.

При этом большие льготы получиликоллективы предприятий, которые бесплатноили на льготных условиях могли статьсобственниками от 40 до 51% акционерногокапитала своих предприятий. Из 19 тыс.

предприятий этой группы, которыеподлежали преобразованию в акционерныеобщества, к 1 апреля 1994 года ими стали15 тыс.

Ссередины 1994 г. начался второй этап,когда безвозмездная передача былапрекращена и приобретение акцийприватизируемых предприятий возможнолишь за деньги. К сожалению, этот этапдо сих пор протекает очень вяло.Развертыванию его с самого началапрепятствовала сложившаяся в результатеглубокого экономического кризиса низкаяплатежеспособность населения.

Малаяприватизация не достигла своей главнойэкономической и социальной цели –создать мощный средний класс, которыйво всех развитых странах являетсяважнейшей опорой общества, гарантомего стабильного развития.

При наличиив неаграрных секторах российскойэкономики в настоящее время около 1 млн.

малых предприятий (по российскомузаконодательству к таковым причисляютсяв зависимости от отрасли предприятияс числом занятых, не превышающим от 30до 100 работников) ни о каком крепкомсреднем классе не может быть и речи.

Длясравнения отметим, что, например, вПольше данный показатель равен 2 млн.Причем в 1 млн. входят не толькоприватизированные, но и вновь созданныемалые предприятия, которых в Россиикрайне мало. А ведь именно малыепредприятия, а не крупные фирмы иконцерны, обеспечивают занятость большейчасти самодеятельного населения страны.

Ещеболее противоречивыми и во многомнегативными оказались итоги большойприватизации. Формально в Россиинасчитывается около 60 млн. акционеров.Причем около 40 млн. из них приобрелиакции за ваучеры. Этот способ «рассеиваниясобственности» также не привел кобразованию сильного среднего класса.

Поскольку мелкие акционеры, владеющиенесколькими акциями предприятий иличековых инвестиционных фондов, не могутрассматриваться как реальные собственники,так как никто из них не может практическипринимать управленческих решений,которые бы свидетельствовали о правераспоряжаться имуществом.

Посколькуваучеры не были именными ценными бумагамии подлежали свободной купле-продаже,значительная их часть путем перекупкиоказалась в руках различного родамафиозных структур.

Это, с одной стороны,привело к резкому усилению социальногорасслоения общества, а с другой, что ещехуже, – способствовало быстройкриминализации российской экономики.На основе ваучерной приватизациивозникли новые формы экономическойпреступности.

Так, всякого родасомнительные фирмы (около 100 из нихвпоследствии бесследно исчезли), посуливгражданам огромные дивиденды, сумелиполучить в «доверительное управление»миллионы ваучеров и использовать их всвоих корыстных целях. В результате 3млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн.рублей (тогда это соответствовалопримерно 13 млрд. долл.).

Темне менее, важнейшими итогами приватизациибыли:

  1. В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды.

  2. Образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70 % российского ВВП, доминирует в экономике РФ.

  3. Сложилась принципиально новая структура отношений собственности, появилось многообразие форм собственности.

Чешскийпуть приватизации.

Наиболеесправедливым и взвешенным в социальномотношении, безусловно, оказался чешскийпуть купонной приватизации, которыйначался примерно с 1991 года (послеразделения бывшей ЧСФР с 1 января 1993 г.на Чешскую и Словацкую Республики онпоследовательно претворялся в жизньтолько в первой).

Всесовершеннолетние граждане ЧСФР получилиза административную пошлину в 1035 крон(тогда около 40 долл.) именные, не подлежащиесвободной купле-продаже купонные книжки.

Их владельцы имели возможность стать(как правило, через специально созданныеинвестиционные фонды) обладателямисолидных пакетов акций стоимостью (приудачном использовании книжек) до 70 000крон.

Купонная приватизация обеспечиладовольно широкое «рассеивание»собственности среди различных слоевграждан, формирование значительногосреднего класса как социальной опорыпроцессов рыночной трансформации ипозволила избежать сколь-нибудь заметнойкриминализации большой приватизации.

Вместес тем, бесплатный характер распределениякупонных книжек привел к тому, что вЧехии и Словакии приватизация несопровождалась реальным накоплениемкапитала.

В результате этого большинствокрупных приватизированных предприятий,нуждавшихся с переходом на рельсырыночной экономики в срочном санированиии модернизации, оказались без достаточныхсредств для этого (в убыточном состоянии).

Во многом вследствие этих обстоятельствпосле достижения позитивныхмакроэкономических результатов Чехиейв 1994-1996 гг. ее экономическое положениепосле 1997 г. осложнилось.

Источник: https://studfile.net/preview/6178894/page:2/

Приватизация — что это и как работает

Приватизация в россии кратко

Взаимоотношения общества с государством принимают различные формы. Приватизация – одна из таких форм, которая является глобальным процессом. Охватывает большинство стран мира.

1. Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • коммерческие компании;
  • домохозяйства;
  • люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • на сокращение государственного сектора;
  • на перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • промышленные предприятия;
  • сельскохозяйственные предприятия;
  • земля;
  • жилой фонд.

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • не менее 2-х участников процесса;
  • один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учетом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

Приватизация символизирует переход от социального строя к капитализму.

2. История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 году для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в ЯпонииВ Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.
Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

3. Приватизация в Россия

Начало процесса приватизации официально заявлено в 1990 году.

Программа этапов приватизации имела наименование «500 дней» и включала 20 законодательных проектов. Регулировался процесс законом от 24 декабря 1990 «О собственности в РСФСР» №443-1, содержащий исходные положения.

Согласно разработанным пунктам в законодательстве, полномочия руководителей государственных предприятий преобразовывались в полномочия собственников. Указами президента в 1991 году, а также в 1992 году от 29 января определены основные стадии программы приватизации. Однако, 51% акций, по условиям закона, оставались в общесоюзной собственности.

Новый юридический статус приватизированных предприятий:

  • АО – акционерные общества;
  • ОАО – общества с ограниченной ответственностью.

Инициаторами стали экономисты: Егор Гайдар и Анатолий Чубайс.

Цели приватизации:

  • создание на рынке России слоя эффективных собственников;
  • создание на российском рынке конкурентной среды.

Фактически, произошло изменение социально-экономической системы (смена экономического и политического «строя»).

Этапы приватизации в России с 1992 по 1994 годы:

  • распродажа государственных микропредприятий с численностью сотрудников до 200 человек через торги или с помощью прямой продажи;
  • формирование акций в сфере финансовой деятельности средними и крупнейшими предприятиями;
  • продажа ваучеров населению в целях их активации путем обмена на акции.

Суть системы ваучеров заключалась в распределении государственного имущества между населением. Ваучер приобретался посредством прямой покупки в главном банке России – «Сбербанк».

Стоимость ваучера включала в себя 2 цены:

  • фактическая – 25 рублей;
  • номинальная – 10 000 рублей.

Номинальная стоимость олицетворяла собой сумму основных фондов привязанного к конкретному ваучеру предприятия в денежном выражении, в соотношении на душу населения по ценам уровня 1992 года.

Однако, фактически – доходная часть ваучера оказалась, в основном, ничтожной. Голоса акционеров, в целом, ни на что не влияли, в результате чего граждане продавали акции руководителям предприятий за ничтожные деньги.

Это привело к обогащению лишь узкой группы лиц.

Доля частных компаний достигла 67% к 1995 году.

Запрещены к приватизации:

  • трубопроводы;
  • автомобильные дороги общего пользования;
  • шельф;
  • а также недра;
  • лесной фонд;
  • телевизионные станции и другие стратегически значимые государственные объекты.

В 1996 году произошел второй этап приватизации. Он проведен перед выборами президента 1996 года.

Обязательными к приватизации определены следующие сферы:

  • торговля: оптовая, а также розничная;
  • предприятия легкой промышленности;
  • сфера строительства;
  • предприятия пищевой промышленности;
  • общественного питания;
  • и переработка или производство продуктов сельскохозяйственного назначения.

Приватизация 1996 года представляла собой залоговые аукционы.

Цель залоговых аукционов – наполнение государственного бюджета.

Это означало, что министерство финансов осуществляло сделки с коммерческими банками. Они заключались в обмене финансовыми услугами между правительством и банками.

Банки кредитовали бизнес, а правительство временно передавало им пакеты акций государственных предприятий. Особенностью сделки стало то, что многие предприятия не смогли окупить кредиты.

Тогда предприятия переоформлялись в собственность банков согласно условиям кредитования. Эти действия привели к формированию олигархического слоя населения.

4. Плюсы приватизации

Несмотря на минусы, приватизация стала интересным решением в более низких слоях экономической жизни.

Некоторые плюсы приватизации:

  • бесплатное жилье для населения. Обычно – это квартира, права на которую предусматривают ее передачу в аренду третьим лицам, допускают ее продажу и любые другие коммерческие операции с ней. Государственная Дума в 2017 году утвердила постановление о бессрочной приватизации;
  • бесплатная выдача участков земли сельхозназначения членам, а также работникам колхозов, совхозов. 12 млн граждан, в том числе после выхода на пенсию стали обладателями не только имущественного, но и земельного пая как части общего долевого имущества бесплатно. Земля по усмотрению владельца может использоваться для получения прибыли – предусматривается аренда, ее продажа, использование ее в виде взноса в уставной капитал;
  • создание смешанного типа экономики, создание свободы рынка, свобода предпринимательства;
  • экономическое пространство для формирования конкуренции.

Регулируется приватизация жилого фонда федеральным законом №178, вступившего в силу 21 декабря 2001 года. Принят закон Государственной Думой в 2001 году 30 ноября.

Закон 2006 года федерального уровня №93 или так называемая «дачная амнистия» способствовала в упрощенном порядке либо полностью бесплатно приватизировать прочие земельные участки. Перешло в частную форму около 115 млн Га земель.

5. Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 году завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 году 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO».

Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой.

Однако, в 2020 году произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 году госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 году как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 года. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд. российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Источник: https://vsdelke.ru/ekonterminy/privatizaciya.html

Особенности приватизации в России

Приватизация в россии кратко

Численность занятых в народном хозяйстве, 1985 г.

Сектор экономики Численность работников, млн. чел. %
Государственный 116,9 85,3
Кооперативный 15,7 11,5
Индивидуальный 3,3 2,4
Общественные организации и фонды 1,1 0,8
Всего по народному хозяйству 137,0 100,0

Приватизация (лат. privatus – частный) означает передачу государственной или муниципальной собственности за плату или бесплатно в собственность граждан и юридических лиц.

Проведенная в России приватизация отличалась рядом особенностей, некоторые из которых привели к отрицательным экономическим результатам. В вязи с этим важно понять, как реально проводилась приватизация государственной собственности в нашей стране. Студентам рекомендуется рассмотреть проблему: в чем состоят особенности приватизации государственной собственности в России.

Преобразование отношений собственности осуществляется с целью создания в нашей стране более эффективной, чем плановая, рыночной хозяйственной системы. Поэтому в качестве основных целей массовой приватизации в РФ декларировалось:

· формирование широкого слоя частных собственников;

· повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий;

· создание конкурентной среды и содействие демонополизации экономики;

· привлечение в реальный сектор экономике инвестиций, в том числе иностранных;

· уменьшение дефицита государственного бюджета вследствие доходов от частичной продажи предприятий.

Построение и реализация программы приватизации требует учета ряда обстоятельств, в частности: 1) сроки проведения приватизации; 2) бесплатно или за деньги проводить приватизацию; 3) кому достанутся объекты собственности. В зависимости от ответа на эти три вопросы можно выделить две основные модели приватизации:

· медленно, за деньги, эффективному собственнику – западная модель;

· быстро, бесплатно или за символическую цену, – восточная модель.

Российская модель приватизации ориентировалась на начальном этапе на бесплатный вариант, хотя в дальнейшем возникли и элементы западной модели.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи: 1) вести процесс приватизации, уже происходивший в неуправляемой форме, в правовые рамки; 2) провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость рыночных реформ; 3) не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов разных слоев общества.

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущества была в значительной степени затруднена. Одной из главных причин было отсутствие в России крупных легальных капиталов.

Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, “теневой” характер, поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы, достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов.

Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политические и коммерческие риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

В значительной степени определяющим был политический фактор, поскольку путем приватизации идеологи рыночных реформ стремились обеспечить невозможность возврата к временам господства «общенародной» собственности.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

· директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

· приоритет частной собственности;

· широкие права трудовых коллективов;

· бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

Приватизация в России проходила в несколько этапов.

Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 – 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества и создания национальных холдингов.

Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс.

государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве.

Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г. Приватизационные чеки – ваучеры раздавались всем гражданам России.

Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны. Номинальная стоимость приватизационного чека – чисто условная – 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий.

Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий. Принципиальное значение имело то, что полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать.

Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически (хотя и подвергалось острой критике), создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

К 1 июля 1994 г. почти 50 % легкой и пищевой промышленности входят в частный сектор экономики, а также строительство — 35 %, автотранспорт — 42, торговля (оптовая и розничная) — около 50, общественное питание — 55, бытовое обслуживание — 21 %.

С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Главной задачей нового этапа является не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней,

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

Источник: https://studopedia.su/7_30347_osobennosti-privatizatsii-v-rossii.html

Этапы приватизации в России

Приватизация в россии кратко

Экономика. Электронный учебник.

Особенности приватизации в России.

В начале рыночных преобразований реформаторы стремились решить три задачи:

1) вести процесс приватизации, уже происходивший в спонтанной форме, в правовые рамки;

2) провести приватизацию как можно быстрее, с тем, чтобы создать общественный слой, заинтересованный в частной собственности, и обеспечить тем самым необратимость реформ;

3) не допускать в ходе передела собственности социальных конфликтов, обеспечив определенный баланс интересов.

В этих условиях приватизация по западной модели путем нормальной продажи государством своего имущества была в значительной степени затруднена. Одной из главных причин было отсутствие в России крупных легальных капиталов.

Дело в том, что частное предпринимательство в советский период носило нелегальный, “теневой” характер, поэтому в стране отсутствовали законные частные капиталы, достаточные для приобретения приватизируемых государственных активов.

Иностранные инвесторы считали непомерно высокими политические и коммерческие риски в России и не спешили активно участвовать в приватизации.

В значительной степени оределяющим был политический фактор, поскольку путем приватизации идеологи рыночных реформ стремились обеспечить невозможность возврата к временам господства «общенародной» собственности.

Перечисленные факторы обусловили характерные черты российской модели приватизации:

· директивный характер, который обеспечивался путем установления конкретных адресных заданий по приватизации с разбивкой по отраслям;

· приоритет частной собственности;

· широкие права трудовых коллективов;

· бесплатная раздача государственной собственности (или продажа как можно дешевле) на начальном этапе.

Этапы приватизации в России.

1.Доваучерная (спонтанная) приватизация охватывает 1989 – 1991г. Она проводилась в формах выкупа арендного имущества, создания национальных холдингов и спонтанной приватизации. Аренда государственных предприятий давала их работникам возможность приватизации путем выкупа по низким ценам. В начале 1992г. 9,5 тыс.

государственных предприятий были сданы в аренду, численность их персонала составляла 8% занятых в народном хозяйстве. Создание национальных холдингов происходило через образование различных ассоциаций, концернов и т.д. Последние должны были взять на себя управление десятками и сотнями предприятии.

Это рассматривалось как путь повышения эффективности хозяйственной деятельности. Официальная идеология периода перестройки предполагала постепенное (длительное) преобразование госпредприятий через аренду с последующим выкупом в акционерные общества, продавать; мелких и средних предприятий в кооперативы.

Это идеология, близкая к западной модели, в условиях слабеющего государства оказалась ущербной. Она подтолкнула процесс стихийного растаскивания государственной собственности.

2.Ваучерный (чековый) этап приватизации (с 1992г. по 30 июня 1994 г.). Теоретическая основа этого этапа была заложена «Законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 11 июля 1992 г.

программы приватизации следующее:

1.Программа запретила любые методы, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был проложен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности. Процесс был введен в какие-то законные, пусть несовершенные, рамки.

2.В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации по решению правительства. Остальные подлежали приватизации после подачи заявок.

Всего могло быть приватизировано более 200 тыс. предприятий. Заявок к началу 1994 г. было подано около 126 тыс. Кроме того, в этот период началась так называемая малая приватизация – т.е.

продажа небольших предприятий, прежде всего в сфере торговли и бытового обслуживания на аукционах за деньги.

3.Предприятия преобразуются в форму акционерных обществ открытого и закрытого типа, при этом закрытими могли быь предприятия с небольшим числом работников или с незначительной величиной производственных фондов.

4.Приватизационные чеки – ваучеры раздавались всем гражданам России. Ваучеры давали каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров. Их получило 97% населения страны.

1 Номинальная стоимость приватизационного чека – чисто условная – 10 тыс. руб. Реальная стоимость должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий.

Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий.

5.В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приблизительно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков. Все это должно было возникнуть в итоге рыночных преобразований.

6.Принципиальное положение – полученные ваучеры гражданин вправе был продавать и покупать. Это решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически (хотя и подвергалось острой критике), создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.

7.Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов. Для этого создавались чековые инвестиционные фонды (ЧИФы).

Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменять их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам.

8.Создана система органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ныне Министерство имущественных отношений), Российский фонд федерального имущества. Эти органы были разделены, чтобы избежать конфликтов интересов, возникающих в том случае, если бы один орган принимал решение о приватизации и организовывал саму продажу (аукционы, инвестиционные торги и т.д.).

Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являсь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.

3.Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

· пополнение госбюджета;

· инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

Вместе с тем, значительный дефицит бюджета Российской Федерации вследствие спада промышленного производства, уклонения от уплаты налогов и слабого налогового администрирования при значительных величинах социальных обязательств госбюджета привел к тому, что государство было вынуждено срочно изыскивать неналоговые источники поступлений в бюджет. В связи с этим правительство попыталось обратиться на рынок капитала, в частности выпустив государственные ценные бумаги (ГКО и ОГСЗ) и кредитуясь в крупнейших коммерческих банках. Однако в качестве обеспечения по полученным правительством от банков кредитам выступали пакеты акций ряда наиболее привлекательных для инвесторов предприятий (главным образом, в сфере добывающей промышленности). Это выразилось в виде нетипичной для мировой практики схемы т.н. залоговых аукционов, которые начались ссентября 1996 г, хотя регулирующий их поведение Указ Президента РФ № 8890 вышел еще 31.08.1995 г. В ходе залоговых аукционов государственные пакеты акций отдельных предприятий передавались в доверительное управление на определенный период банкам, предложившим наиболее крупные кредиты с целью финансирования дефицита госбюджета. В случае непогашения государством кредитов банк получал право продать или сохранить в своей собственности залоговые пакеты акций. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционов около 1 млрд. долл.

Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов между участвовавшими банками. А после аукционов – между банками и менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская реконструкцию предприятий (например, противостояние «Норильского никеля» и группы «Онэксимбанка»).

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских предприятий под частное управление. На результативности этих аукционов сказался очевидный олигархический характер переходной экономики России.

Залоговые аукционы были закрыты для большинства банков, создавались условия только для «своих». Суммы залогов поэтому были, по различным оценкам, в 3-5 раз ниже того, что можно было получить на открытых торгах.

В дальнейшем приватизация проходила по так называемому «точечному методу», предполагавшему продажу на основе коммерческих и инвестиционых аукционов как муниципального имущества, так и крупных федеральных предприятий, таких как компании «Связьинвест», «Роснефть» и «Славнефть».

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации,т.е. о деприватизации и национализации. Таким образом, говорить о завершении приватизационных процессов, о полном переделе собственности в постсоветской России преждевременно.

Методы приватизации.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7299t13.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.