Приватизация в россии и ее последствия

Как на самом деле российское правительство провело приватизацию в 1990-ые

Приватизация в россии и ее последствия

Приватизация 1991-1997 годов стала логическим завершением выхода России на новый путь развития – рыночную экономику. Разгосударствлению подлежало все недвижимое имущество (предприятия, жилье), природные ресурсы, земля. По сути приватизация является передачей бывшей госсобственности в руки частных владельцев (как вариант – коллективов).

Порочный круг социалистического хозяйствования и управления, когда всё принадлежит всем и никто конкретно в результате не заинтересован, привел к катастрофическому состоянию экономики. Развал СССР в 1991 добавил масла в огонь. Старая правовая база уже не соответствовала требованиям действительности. Новая фактически не была сформирована.

В таких условиях передача государственной собственности частникам имела решающее значение.

Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство.

Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы благое начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны.

Ваучерная приватизация

Управление ходом приватизации традиционно связывают с именами двух людей: Анатолия Чубайса и Егора Гайдара. Первый – председатель Госкомимущества РСФСР и один из авторов новой экономической реформы. Второй – заместитель главы правительства по экономическим вопросам и главный идеолог приватизации.

По их предложению было решено провести процесс разгосударствления путем распространения среди населения приватизационных ваучеров (чеков) гособразца. По задумке идеологов реформы 1 ваучер равнялся 10-ти тысячам дененоминированных рублей. Выдача ваучеров была попыткой как-то урегулировать ход приватизации при отсутствии адекватной правовой базы.

Стоимость всего имущества была условно поделена на общее число граждан страны. 1 ваучер и обозначал долю, которой владел каждый отдельно взятый россиянин. По замыслу держатели ваучеров после окончания приватизации должны были получать некий процент прибыли от суммарных доходов предприятия, долей которого они владели.

Что происходило на самом деле

Ход приватизации теоретически регулировался двумя главными правовыми актами. Один из них был издан по инициативе лично президента Ельцина. Но на деле эти законы не действовали.

Приватизация производилась огромной коррумпированной «машиной». Проценты и доли участников подтасовывались. В одних случаях предприятия силой захватывались их директорами.

В других – в ход шли взятки чиновникам, которые должны были регулировать процесс и следить за соблюдением законов.

Ваучеры, которые были розданы населению, фактически мало что стоили. 2 ваучера в 90-ые годы меняли на одну бутылку водки или пару килограмм гречки.

Простые россияне не знали, как поступать с этими документами, поэтому нередко просто выменивали их на еду.

Ваучеры пачками скупались спекулянтами всех мастей, и в результате основная часть населения страны в приватизации вообще никак не участвовала.

Ценнейшая госсобственность почти «раздаривалась» тем, кто имел связи в Госкомимуществе и подчиненных организациях.

В ходу была такая схема: реальная стоимость предприятия искусственно занижалась, после чего на залоговом аукционе оно продавалось за бесценок заинтересованному лицу.

Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр.

Результаты

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий.

За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах.

За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между «приближенными». Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/russian7/kak-na-samom-dele-rossiiskoe-pravitelstvo-provelo-privatizaciiu-v-1990ye-5c6d430de632ed00afac1fc2

Приватизация в РФ, ее этапы и последствия

Приватизация в россии и ее последствия

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Огосударствление имеет различные сферы и формы проявления:

1) огосударствление процессов присвоения условий, факторов и результатов производства, что неизбежно приводит к отчуждению непосредственных производителей (работников и трудовые коллективы) от средств и результатов производства.

Отсюда возникает объективная необходимость формирования присвоения работниками и трудовыми коллективами средств и результатов производства, при которых они могли бы относиться к ним как к своим, а не чужим.

В этом предпосылка демократизации общества;

2) огосударствление управления общественным производством, проявляющееся через монополию государства на экономические процессы, директивный характер государственного планирования, определение только государством ближайших и долгосрочных целей развития экономики в целом и отдельных ее звеньев, монополия на распределение материально-технических ресурсов и товаров народного потребления, монополия на ценообразование, определение предпринимательской деятельности, внешней торговли и т.д.

Чрезвычайно высокая степень огосударствления и монополизации нашей экономики, сложившаяся вследствие господства административно-командной системы хозяйствования – главное препятствие для формирования рынка и развития конкуренции.

Преодоление монополизма, развитие конкуренции, оздоровление экономики возможно на основе разгосударствления, которое означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает полного ухода государства из экономической сферы, как показано выше, современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) формирование новых организационных структур, создание новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация, которая трактуется как приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, долей (паев, акций).

Здесь прямо указывается на форму собственности, которая возникает в результате приватизации, и на субъекты, имеющие право выступать в качестве покупателей государственного имущества.

Таким образом, приватизация есть смена собственника имущества, выведение последнего из сферы государственной собственности (с юридической точки зрения) и преобразование государственной собственности в негосударственные формы (с позиций экономической теории).

Таким образом, различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.

После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д.

Разгосударствление и приватизация могут осуществляться на основе бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажи мелких предприятий с аукциона.

В законе о приватизации продажа имущества с незначительными оговорками (льготная продажа части акций членам трудовых коллективов, рассрочка платежа, передача некоторой части имущества трудовым коллективам безвозмездно) признается абсолютно преобладающей.

Разгосударствление и приватизация могут быть осуществлены по-разному: с учетом национальных, экономических, исторических условий.

Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили свой опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности.

Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами.

Всей этой работе придан последовательный, системный характер. Приняты и реализуются государственные программы приватизации.

Социальная защита населения обеспечивается предоставлением каждому гражданину системы льгот с четкой адресной ориентацией. С учетом реальных обстоятельств решение проблемы приватизации сочетается с демонополизацией крупных производственных и управленческих структур.

Для нормативно-правового обеспечения приватизации был разработан пакет законов и документов, определяющих формы собственности, порядок разгосударствления и приватизации, их основные принципы, объекты, формы, условия и методы осуществления, порядок выкупа и т.д.

Первый (1992-1993 гг.) – малая приватизация, в орбиту которой вошли торговля, сфера бытового обслуживания и мелкая, местная промышленность.

Второй (1994-1995 гг.) – массовая приватизация, охватившая предприятия легкой, пищевой, фармацевтической промышленности, заготовительной сети, строительства, транспорта, связи, а также объекты базовых отраслей индустрии.

С 1996 начался третий этап приватизации, который является завершающим. Приватизация как политико-экономический вопрос рассматривается с точки зрения трех аспектов: эффективность, распределение и стабильность.

Эффективность.

Как должно осуществляться право собственности, чтобы наиболее эффективно использовалось уже имеющееся движимое и недвижимое имущество в течение короткого срока (часто называется “статическая” эффективность)? Аналогичный вопрос касается эффективности инвестиций в новые производственные мощности и недвижимость, т.е. долгосрочной эффективности (часто называется “динамической” эффективностью).

Распределение. Как альтернативные методы приватизации влияют на распределение доходов и богатства? Здесь также существует более короткая (распределение дохода) и более длительная перспектива (распределение аккумулированного дохода, т.е. богатства).

Стабильность. Как альтернативные средства приватизации влияют в краткосрочном плане на такие макроэкономические переменные величины, как инфляция и безработица? И как процесс приватизации будет со временем влиять на структурную перестройку?

Лидер приватизации – Великобритания предложила следующие ее способы: распродажа и безвозмездное распределение акций; подряды на оказание услуг; продажа государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.

Н.Ридли – главный архитектор и проводник Британской программы приватизации – доказывал, что приватизация действительно является средством придания экономике большей эффективности потому, что госпредприятие работает на себя, а не на потребителя.

Его финансирует не потребитель, а государство, что способствует появлению иждивенчества. Частный сектор ведет дело эффективнее, так как непризнание его деятельности потребителем грозит ему банкротством. При приватизации убыточных предприятий Н.

Ридли рекомендует списать долг и заинтересовать собственников, чтобы сделать предприятие рентабельным.

Нельзя считать, по его мнению, что приватизация может привести к тому, что собственность госсектора сосредоточится в руках только богачей, ибо существуют и бесплатные, и на льготных условиях формы приватизации.

Приватизация – длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет. Правительство России волевым способом наметило приватизировать только в 1992 г. 50-60% государственных предприятии. По данным Госкомимущества Российской Федерации в январе 1992 г. было подано 1430 заявок на приватизацию, а в марте уже 11 тыс.

При проведении приватизации нужна очень большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия. Начинать приватизацию целесообразно с продовольственных структур, торговли и сферы услуг.

Три аспекта приватизации

Аспекты приватизации Короткий период Длительный период
Эффективность 1 Статическая эффективность 2 Динамическая эффективность
Распределение 3 Распределение доходов 4 Распределение богатства
Стабильность 5 Подстройка под циклические изменения 6 Структурная перестройка

Данная схема предлагает способ представления аргументации, но не дает гарантий, что все позиции будут снабжены ясными ответами. Довольно часто случается, что для принятия решения в отношении путей проведения приватизации в данный конкретный момент решающими окажутся ответы в одной или двух клетках таблицы.

С учетом вышеизложенного следует констатировать, что преобразование отношений и структуры собственности следует рассматривать в качестве одной из наиболее актуальных задач реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой.

В заключение необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция.

Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому являются не целью, а средством для роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого человека.

Рекомендуемая литература

1. Мэнкью Н.Г. Микроэкономика. Пер. с англ.– М.: 2004.

2. Агапова Т.А. , Серегина С.Ф. Микроэкономика. – Учебник. – М.: 2008г.

3. Макконнелл К., Брю С. Эконмикс / Пер. с англ. – М.: 2007.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. – Экономика / Пер. с англ. – М.: 2007.

5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб.: 2008.

6. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 2007.

3.ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ



Источник: https://infopedia.su/18x10964.html

Приватизация. Этапы и последствия приватизации в России

Приватизация в россии и ее последствия

Огосударствление. В первые годы советской власти в соответствии с теоретическими установками государственного социализма было осуществлено огосударствление экономики.

Концепция государственного социализма основывалась на осуществлении следующих положений:

– обобществление государством всех средств производства;

– привлечение всех трудоспособных граждан к работе по найму государства;

– установление со стороны общества и государства строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина.

При реализации этих установок были национализированы: крупная промышленность, банки, железные дороги, учреждения науки, образования, медицины, культуры и т. д. Практика показала, что отдельные положения государственного социализма не дали ожидаемых результатов.

Больше того, в период «военного коммунизма» расширилась бесхозяйственность, «продовольственная разверстка» привела к массовому недовольству крестьянства. В результате В. И.

Ленин пересмотрел теоретические установки государственного социализма и пришел к выводу: «Теоретически не обязательно принимать, что государственная монополия есть наилучшее с точки зрения социализма».

С марта 1921 г. взамен «военного коммунизма» была введена новая экономическая политика (НЭП). НЭП позволил за короткий период преодолеть разруху и добиться высоких хозяйственных результатов. По сравнению с уровнем 1913 г.

(принятого за 100 %) продукция промышленности, составляющая в 1921 г. 14 %, в 1926 г. достигла 96 %; продукция сельского хозяйства – 188 %. Но с начала 1930-х гг. НЭП был приостановлен и в СССР утвердились командно-административные методы управления.

Необходимо отметить, что разгосударствление и приватизация отнюдь не тождественны.

В этот период характерной особенностью явилось развитие многоукладной экономики:

– оживление мелких товаропроизводителей и частнокапиталистического предпринимательства;

– привлечение иностранного капитала для ускорения развития производства;

– создание свободного рынка с устойчивым денежным обращением;

– перевод государственных предприятий на хозрасчет с самоокупаемостью и самофинансированием;

– проведение реконструкции всего народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО.

Разгосударствление – это переход от государственно-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов.

Разгосударствление включает изменение структуры собственности за счет расширения частной и сокращения общественной; переход от директивных методов регулирования хозяйственной деятельности к экономическим; замену обязательных государственных заданий системой государственных закупок; отмену централизованного распределения ресурсов; ликвидацию государственной монополии во внешнеэкономической деятельности.

Приватизация – это одна из форм разгосударствления, т. е. передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную и акционерную собственность.

Приватизацию в России предполагалось осуществлять разными способами:

– выкупом арендного имущества арендным предприятием;

– продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

– продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и частным лицам.

Первоначально намечалось, что приватизация будет осуществляться с соблюдением следующих принципов: постепенность, добровольность, многообразие форм.

Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации будет предоставляться трудовым коллективам. Основным критерием проведения приватизации была избрана экономическая эффективность.

На практике приватизация была проведена по темпам, масштабам и срокам самым радикальным способом.

Она была осуществлена в два этапа:

1-й этап – ваучерный, обмен ваучеров на акции;

2-й этап – денежный, скупка акций за деньги.

На первом этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек – ваучер. С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах. За 1993 г.

из государственного сектора было передано 42,9 тыс. предприятий. Из них путем продажи – 29,4 тыс. предприятий и акционирования – 13,5 тыс. Всего по официальным данным до 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий.

Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35 %.

На втором этапе с 1 июля 1994 г. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги.

В этой связи продажа предприятий или акций происходила на аукционах и разного рода конкурсах, а также путем выкупа арендованного имущества и другими способами.

Главное назначение денежного этапа – создание новых эффективных собственников. Цель приватизации ни на первом (ваучерном), ни на втором (денежном) этапах не была достигнута.

Последствия первого этапа. В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений.

Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами.

В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и легитимности приватизации, но и к новой системе прав собственности в целом.

Последствия второго этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г.

, предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.

При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи.

При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.

В результате произошел резкий спад развития народного хозяйства по всем социально-экономическим показателям.

Источник: https://studopedia.ru/2_21201_privatizatsiya-etapi-i-posledstviya-privatizatsii-v-rossii.html

Продали за бесценок: приватизация в России

Приватизация в россии и ее последствия

Результаты чековой приватизации в России, стартовавшей 14 августа 1992 года, большинством населения страны воспринимаются негативно.

Люди полагают, что перераспределение собственности происходило нечестно и неэффективно, и от экономического краха государство все равно не уберегло.

Тем не менее приватизация была неотъемлемой частью превращения России из умирающего динозавра в современное государство.

От общего — к частному

Президент России Борис Ельцин 14 августа 1992 года подписал указ, давший старт чековой приватизации в стране.

Государство находилось в состоянии глубокого экономического кризиса, к которому примешивались и политические проблемы, поэтому у приватизации посредством особых ценных бумаг, ваучеров, было несколько целей.

Во-первых, с помощью передачи государственной собственности в частные руки предполагалось залатать дыры в бюджете, во-вторых — заручиться поддержкой граждан, сделав их участниками рыночных реформ.

«К этому моменту стало ясно, что и советская экономическая модель ни к чему не ведет, и перестроечные реформы ничего не решают, а в итоге все идет к какому-то развалу, поэтому необходимо переходить на рыночные основы ведения хозяйствования. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», — полагает руководитель лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста Экспертного института НИУ ВШЭ Владимир Бессонов.

Государственное имущество было поделено на несколько групп: заводы и малые предприятия, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации; объекты, которые подвергались приватизации по решению правительства и предприятия, ваучерная приватизация которых была запрещена. Всего имущество страны, которое предполагалось передать в частные руки, оценили в 1 трлн 400 млрд рублей. На эту сумму предприятия выпустили акции, на которые до конца 1993 года предстояло обменять ваучеры (приватизационные чеки, то есть ценные бумаги особого типа).

Приватизация должна была построить рыночную экономику в России «в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия», заявил Анатолий Чубайс, тогда вице-премьер, в эфире телевизионной программы «Подробности» в 1994 году. Такие же радужные ожидания нации внушал и президент Борис Ельцин.

Глава государства заявил, что «чек — это своего рода билет в свободную экономику для каждого из нас».

Россияне могли приобрести ваучеры номинальной стоимостью в 10 000 рублей за символическую сумму в 25 рублей.

Правда, заявленный номинал ваучера никакого значения не имел — его ценность напрямую зависела от места и объекта приватизации.

Например, в различных регионах страны в обмен на ваучер можно было получить от 50 до 2 тысяч акций «Газпрома», что в пересчете на реальные деньги в 2008 году составляло от 17 тысяч до 700 тысяч рублей соответственно.

Ловушка для новичков

Однако недавние советские граждане, которые еще несколько лет назад планировали строить коммунизм, не имели ни малейшего представления об инструментах рыночной экономики.

Поэтому и распорядиться своими ваучерами с умом смогли лишь немногие россияне, части из которых просто повезло.

Остальные, не имевшие понятия, что делать с этими неожиданно свалившимися на них бумажками, становились жертвами мошенников, обещавших золотые горы, или просто избавлялись от ваучеров по смешной цене.

Согласно официальной статистике Счетной палаты, около 40 миллионов человек вложили ваучеры в фирмы-однодневки, нерентабельные и массово банкротившиеся предприятия, еще 22 миллиона россиян передали их мошенническим «чековым инвестиционным фондам» (они обменивали ваучеры на бумажки нулевой стоимости, якобы гарантируя представление интересов владельцев при покупке фондом предприятий на аукционах). Другие, количество которых не поддается подсчетам, — просто продавали ваучеры скупщикам. Были и 24 млн человек, которые просто решили оставить свои ваучеры на память и ничего не предпринимать.

«В случае ваучерной (чековой) приватизации номинальная стоимость ваучера составляла от $5 до $24. На семью из четырех-пяти человек получалось максимум до $120 — меньше месячного заработка низкоквалифицированного сотрудника.

«Отец приватизации» Анатолий Чубайс рассказывал о том, что стоимость ваучера поднимется до двух автомобилей «Волга».

Кому-то удалось купить 2 тысячи акций «Газпрома», а кто-то продал ваучер за пару джинсовых штанов», — констатирует доцент ВШКУ РАНХиГС Виктор Солнцев.

В это же время, как вспоминает эксперт, проводились известные «залоговые аукционы».

Там в обмен на акции государственных предприятий по непонятно откуда взявшейся, как правило существенно заниженной, цене частные коммерческие банки выдавали государству деньги, полученные неизвестно откуда.

«В результате несколько олигархических групп получили в свои руки крупнейшие сырьевые и производственные предприятия страны», — отметил Солнцев в беседе с «Газетой.Ru».

Получить какую-то выгоду от приватизации не удавалось даже людям, являвшимися специалистами в области экономики.

«Я была ограблена как все, сбережения обесценились, ваучеры продала, муж вложил в свой институт, получил больше, когда их выкупали для перепрофилирования серьезного института и опытного предприятия в офисный центр. Только сестра мужа немного выиграла: вложила в акции «Газпрома». Сейчас получает проценты, но немного», — вспоминает кандидат экономических наук, доцент МГУ Елена Калмычкова.

По ее словам, неподготовленность приватизации была видна сразу же — ведь в СССР не была распространена рыночная оценка активов, только балансовая стоимость, не имевшая ничего общего с реальностью.

«И как можно было прогнозировать доходность предприятий, которые никогда не выходили на свободный мировой рынок? Как можно было совмещать такую неопределенность с мгновенным открытием внутреннего рынка?» — интересуется она.

Калмычкова полагает, что приватизация стала приговором для всех отраслей экономики и промышленности, кроме добывающей, которая успела проявить себя на внешнем рынке и имела хотя бы какую-то альтернативную валютную оценку.

Неизбежный обман

Большинство россиян, зарубежных и российских экспертов поразительно единодушны при оценке результатов приватизации в России — по их мнению, передача собственности из государственных в частные руки была организована в большой спешке и крайне неэффективно.

«Без сомнения, начать приватизацию было необходимо. Однако все было сделано крайне плохо, неуклюже, и что самое главное — несправедливо и неэффективно.

Я считаю, что необходимо было приватизировать примерно треть экономики — пищевую промышленность, сферу услуг, рестораны и прочие легкие отрасли, ориентированные на средний или мелкий бизнес», — поделился с «Газетой.

Ru» мнением доктор экономических наук, заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС Алексей Ведев.

По его мнению, ключевые секторы экономики (сырьевой, черную и цветную металлургию) необходимо было приватизировать постепенно и совершенно иначе — через биржу, с миноритарными акционерами и соблюдением их прав. Возможно, целесообразно было привлечение иностранных инвестиций, которые помимо денег приносят еще и корпоративное управление, полагает эксперт.

«А в результате получилось, что в бедной, нищей стране, у жителей которой сгорели все сбережения в 1991-1992 гг., объявили какую-то чековую приватизацию.

Внутренних ресурсов для этого не было — что-то приобрести себе могли позволить либо подпольные цеховики, либо люди, находившиеся близко к этим активам. В итоге именно они все и получили.

О какой приватизации может идти речь, если зарплата у большинства граждан составляла 150-180 рублей? Ее еще издевательски называли народной, но это просто смешно», — сетует Ведев.

Всего за 1992—1994 годы было приватизировано более 130 тысяч небольших предприятий.

Первым этапом стала так называемая «малая приватизация», в ходе которой с аукционов были проданы небольшие предприятия бытового обслуживания — свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта и так далее.

Все крупные и средние предприятия, в отличие от малых, не распродавались целиком, а были превращены в открытые акционерные общества. Акции частично передавались их работникам, а частично могли быть выкуплены за деньги или приватизационные чеки. Оборонные предприятия оставались в государственной собственности. По итогам приватизации российская казна обогатилась всего на 0,04 млрд рублей.

Борис Ельцин в своей книге «Президентский марафон» писал:

«Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали ее за бесценок. Да, абсолютно правильно. Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».

Приватизация была нужна, чтобы дать советским предприятиям эффективных собственников, которые были бы заинтересованы в их развитии и приумножении собственных богатств. Однако на практике чековая приватизация только замедлила этот процесс за счет изначального распыления долей собственности по принципу «всем сестрам по серьгам».

«Размажем кашу по тарелке тем слоем, которым получится, и каждому достанется кусочек», — примерно такой был подход.

При таком «размазывании каши» получалось, что не все владельцы способны распорядиться своей собственностью.

Необходим был длительный период консолидации этой собственности, чтобы она все же попала в руки людей, которые хотят и могут эффективно чем-то руководить», — поясняет Владимир Бессонов.

Однако, несмотря на все минусы и просчеты, допущенные в процессе приватизации, эксперт считает недопустимым пересмотр ее результатов и даже обсуждение самой возможности такого повторного перераспределения собственности.

«Ставить вопрос о перераспределении собственности на том основании, что она была получена нечестно, неправильно и несправедливо, с моей точки зрения, нельзя, это плохо и не мудро. Это несправедливо, но если эту несправедливость устранять какими-то кажущимися очевидными мерами, это приведет к плачевным последствиям для всех», — убежден Владимир Бессонов.

Потому что никто не станет инвестировать в свое предприятие, если его в любой момент могут отобрать.

Источник: https://finance.rambler.ru/business/42658730-prodali-za-bestsenok-kak-proshla-privatizatsiya-v-rossii/

Приватизация госсобственности в России: результаты, особенности и проблемы

Приватизация в россии и ее последствия

Определение 1

Приватизация – это инструмент государственной власти, позволяющий легализовать перевод государственного имущества в частное.

Этот процесс представляет собой полную или частичную передачу муниципального или государственного имущества в частные руки. Для того, чтобы приватизация осуществилась необходимо две стороны, одной из которых является государство. Стоит различать разгосударствление и приватизацию.

Под разгосударствлением понимается процесс упразднения монополии власти. Оно необходимо для формирования многоукладной экономической системы. Приватизация является одним из инструментов разгосударствления, позволяющим легально передать право собственности в частные руки. Обратный разгосударствлению процесс – национализация.

Приватизация не является гарантом экономического прогресса. Она необходима для формирования конкуренции и усиления соперничества между субъектами экономики.

Но на экономический рост будут влиять эффективность управления, а не вид собственности. Например, в России переход к рыночным отношениям и частному имуществу не привел к ожидаемому результату.

Это было связано с тем, что у субъектов экономики отсутствовали навыки управления в принципиально новых условиях хозяйствования.

Экономический спад в середине семидесятых годов в мире показал, что действующая система экономических отношений не является эффективной. Приватизацию стали проводить многие страны с высокоразвитой экономикой, например, Великобритания. В ней была разработана программа постепенного перевода предприятий государственного сектора в частный.

Переход предполагал продажу акций, долей, участие в паях. В России приватизация носила стихийный характер, поэтому она не смогла принести ожидаемого результата. Процесс перевода государственной собственности в частные руки в России еще не завершен.

Сегодня большая часть крупных предприятий работает по принципу объединения частной и государственной собственности.

Приватизация в России

В начале девяностых годов после того, как СССР был разрушен, начался процесс приватизации на территории стран «бывшего социалистического лагеря».

Приватизация в Восточной и Центральной Европе привела к массовой безработице, снижению доходов, усилению коррупции. В России приватизация проводилась по заранее подготовленному плану. Она осуществлялась в период с 1992 по 1995 годы.

Западные специалисты считают, что российское разгосударствление носило варварский характер, и проводилось в интересах небольшой группы людей.

Согласно выработанной в СССР программе приватизация должна была пройти следующие этапы:

  1. Продажа малых предприятий на торгах, либо напрямую частным лицам.
  2. Преобразование крупных предприятий в акционерные общества и последующая продажа их акций.

В стратегических важных отраслях хозяйства приватизация была запрещена. А вот предприятия легкой промышленности и сферы услуг подлежали обязательной приватизации. К концу 1994 года было приватизировано две трети малых предприятий. Часть активов крупных корпораций продавалась за ваучеры населению.

Чеки на приобретение ваучеров продавались через Сбербанк. На ваучеры можно было приобрести пакет акций, но стоимость такого пакета могла колебаться в очень большом диапазоне. Итогом ваучерной приватизации стало быстрое обогащение небольшой группы людей.

Выгоду получили директора крупных предприятий, которые выкупали акции у сотрудников по минимальной стоимости.

Замечание 1

В 1995 году проводились аукционы, которые должны были пополнить государственную казну за счет кредитов, выдаваемых под залог действующих пакетов акций. Результатом этих аукционов стало появление группы олигархов. Аукционы привели к отчуждению государственной собственности по заниженным ценам, что спровоцировало рост общественного недовольства.

Результаты, особенности и проблемы приватизации в России

Основная задача разгосударствления – переход к рыночной модели хозяйствования была решена. Приватизация в России выразилась в следующих итогах:

  1. Переход от социализма к капитализму через формирование частного сектора и частного имущества.
  2. Появление сверхбогатых людей, в руках которых сосредоточены основные богатства страны.
  3. Снижение доверия к власти до минимального уровня.
  4. Общественное мнение показало, что более половины россиян до сих пор считают приватизацию нечестной.

Эксперты считают, что приватизация нанесла тяжелый удар экономике России. Многие активы перешли в частные руки по сниженным ценам, что не позволило государственному бюджету получить желаемый доход. Барьеры входа на рынок были очень низкими, что спровоцировало невнимание к перспективам экономического развития.

Низкая стоимость продажи имущества привела к тому, что инвестиции в предприятия стали нецелесообразными. Следствием этого стало отсутствие строительства промышленных объектов как таковых за последние двадцать лет.

Так же произошло ограничение притока иностранных инвестиций, так как большая часть активов была продана внутренним покупателям.

В России сегодня больше миллиардеров, чем в любой другой стране. При этом производство намного уступает даже развивающимся странам по темпам роста и объему выпуска. Основная проблема заключалась в отсутствии стратегии у государства.

Сегодняшнее положение так же показывает, что государство мало заинтересовано в управлении своими активами.

В ходе приватизации государство самоустранилось от экономической жизни общества, в надежде, что частный сектор повлияет на развитие экономики самостоятельно.

Но существуют и положительные результаты приватизации, среди которых:

  1. Ликвидация абсолютной монополии государственной власти и собственности.
  2. Создание нового класса собственников, имеющих политическое и социальное влияние.
  3. Формирование фондового рынка
  4. Создание предпосылок для привлечения иностранных инвестиций.
  5. Перераспределение имущества обошлось без глубоких социальных потрясений.

Замечание 2

Таким образом, приватизация в России привела к обогащению небольшой группы людей. Отсутствие стратегии приватизации лишило государство существенных доходов. Население осталось недовольно итогами разгосударствления, что снизило доверие к политической власти.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/privatizaciya_gossobstvennosti_v_rossii_rezultaty_osobennosti_i_problemy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.