Приватизация понятие

Приватизация

Приватизация понятие

Переход на модель рыночной экономики в России в начале 90-хх годов прошлого столетия ознаменовался принятием решением властей о запуске массовых приватизационных процессов.

Данная мера была призвана активизировать предпринимательскую деятельность, и первые результаты перевода объектов жилищного, земельного фонда, предприятий и прочего имущества от государства в частные руки продемонстрировали ее эффективность.

Приватизация: понятие процесса и его суть

Под «приватизацией» следует понимать регламентированную законодательством процедуру отчуждения права собственности на имущественные объекты, ранее находящиеся в ведомстве государственных органов в пользу физического (юридического лица) на платной или бесплатной основе.

Суть приватизационного процесса – заключение сделки между частным субъектом и органами власти с целью выкупа или бесплатного переоформления муниципального имущественного объекта в собственность первого. Таким образом, после старта приватизации вначале 90-хх россияне смогли получить права на имущество, ранее считавшееся государственным.

Законодательная база

Регламентные нормы правового регулирования процедуры излагаются в следующих законах:

  • «О приватизации жилищного фонда» (ФЗ №1541-ФЗ от 4 июля 1991 года);
  • «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ФЗ №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года);
  • «О госрегистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ними» (ФЗ №122-ФЗ от 21 июля 1997 года).

Помимо основных документов, определяющих директивы процедуры отчуждения в частные руки, законодательную базу вопроса также составляют некоторые Статьи Жилищного, Земельного, Гражданского и Налогового Кодексов РФ.

Главный приватизационный закон (ФЗ №178-ФЗ) предполагает ряд ограничений, согласно которым, не могут быть приватизированы объекты природных ресурсов, земли, земельные территории государственного резерва, движимое имущество, предметы, которые передаются на основании действия международных договоров.

Некоторые ограничения существуют и для жилищных объектов госфонда – возможность их передачи в частные руки регламентируется региональными законодательными актами.

Согласно некоторым поправкам к закону, предполагалось, что воспользоваться бесплатной приватизацией госимущества можно будет до 1 марта 2017 года, а после – исключительно на платной основе.

Однако, после принятия ФЗ № 14-ФЗ от 22 февраля 2017 года накануне предполагаемого окончания срока, бесплатная приватизация приобрела бессрочный статус – таким образом, в возможности получить право собственности на государственное имущество для россиян не имеет временных ограничений.

Виды приватизации

Российское законодательство предполагает три ключевых вида приватизации госимущества:

  • Приватизация жилищных объектов: предусматривает процедуру бесплатного переоформления права собственности для граждан, которые там проживают.
  • Переход в частную собственность земельных объектов: участок может быть приватизирован безвозмездно лишь в том случае, если он ранее был передан частному пользователю для эксплуатации, не имевшей ограничительного периода. На данный момент подобных участков в стране не осталось, а поэтому за приватизационную процедуру всем желающим стать землевладельцем приходится платить.
  • Передача права собственности на предприятия и прочие объекты госимущества – предусматривает платную форму.

Сколько раз может быть реализована бесплатная приватизация?

Согласно Закону о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ), реализовать свое право на бесплатную приватизацию человек может один раз, однако, здесь же прописываются и исключения в праве на повторную безвозмездную процедуру. К ним относятся следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние на момент приватизации лица (после наступления 18 лет за ними сохраняется право приватизации муниципальной собственности);
  • лица, пострадавшие и утратившие жилье вследствие катастроф, стихийных бедствий, терактов;
  • граждане, переселившиеся из регионов Крайнего Севера.

Особенности бессрочной приватизации

Как было упомянуто выше, принятый в феврале 2017 года Федеральный закон №14 снял все ограничения, связанные со сроками для реализации бесплатной приватизации – с 1 марта 2017 года для россиян остается доступным возможность принять право собственности на госимущество на бесплатной основе без каких-либо ограничительных сроков.

Бессрочная приватизация нивелировала, тем самым и сроки действия Закона о «дачной амнистии» – ранее возможность регистрации садовых дачных участков в упрощенном режиме была возможна до 2020 года.

Нюансы приватизационного процесса

Процедура оформления имущественного объекта в частную собственность предполагает стандартный алгоритм действий:

  • сбор документов на жилье и всех участников приватизационного процесса;
  • подача заявления о приватизации имущественного объекта в уполномоченные ведомства (местный муниципалитет, агентства жилищного фонда в городе, департаменты городского имущества, МФЦ – конкретную организацию, отвечающую за оформление приватизации, следует уточнять на локальном уровне).
  • предоставление вместе с заявлением необходимого пакета документов.

Какие документы требуются для процедуры?

Приватизационный процесс предусматривает сбор стандартного перечня документов, который может быть расширен дополнительными бумагами в некоторых случаях – при разводе, после смерти нанимателя и в других ситуациях, предполагающих исключительные нюансы.

Какие документы потребуются во всех случаях?

  • заявление на переоформление;
  • паспорта участников приватизационного процесса;
  • Форма №2 об участии и неучастии в процедуре;
  • нотариально заверенный отказ от приватизации других проживающих здесь лиц;
  • ордер на жилье или договор соцнайма;
  • техпаспорт на жилье;
  • справка о составе семьи – регистрации всех проживающих лиц;
  • подтверждение отсутствия коммунальных долгов по лицевому счету.

Согласно в ФЗ №1541-ФЗ, приватизация может быть реализована исключительно на основании общего согласия всех лиц, зарегистрированных по данному адресу.

Даже те, кто добровольно отказался участвовать в приватизационном процессе, должны присутствовать при подаче пакета документов в уполномоченном ведомстве и подписать заявление о своем неучастии. Данная мера свидетельствует о согласии лиц на проведение приватизации жилья.

При этом, отказ от приватизации предусматривает сохранение за человеком права проживания на данной жилплощади и возможностей участвовать в процедуре приватизации другого жилищного объекта.

Приватизация после развода

Приватизация жилья после развода является потенциальной возможностью для ее разделения между сторонами в будущем, потому как сам факт расторжения брака не влияет на процесс.

Приватизировать квартиру возможно при обоюдном согласии супругов, при этом факт проживания бывшего супруга на жилплощади не влияет на перспективы приватизации. Данные условия также изложены в Законе о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ). Оформить жилье бывшие супруги могут в формате долевой или совместной собственности.

В пакет документов для приватизации потребуется приложить копию свидетельства о расторжении брака, а также письменное согласие бывших партнеров на приватизацию жилья.

Нужна ли прописка при приватизации?

Право на приватизацию жилья россиянами, закрепленное в ФЗ №1541-ФЗ, определяется исходя из обстоятельств проживания на данной жилплощади, при этом непосредственно не связано с наличием прописки по данному адресу. Вместе с тем, проживая в квартире, гражданин обязан быть здесь зарегистрирован.

Отсутствие прописки может свидетельствовать о том, что человек:

  • не проживает по заявленному адресу;
  • совершает административное нарушение, за которое будет оштрафован на сумму в размере 2-3 тыс. рублей.

При этом, если в первом случае гражданин не имеет основания претендовать на приватизацию жилья, то во втором – право приватизации за ним сохранится. В пакет обязательных документов нужно будет приложить квитанцию об уплате административного штрафа.

Приватизация жилья, полученного по наследству

Согласно Ст. 1141 ГК РФ, право на наследование объекта жилья, приватизация которого так и не завершилась при жизни умершего, переходит к его официальным наследникам по закону или по завещанию. В качестве документального нюанса, дополняющего основной пакет документов, обязательным является предоставление подтверждение факта родства наследодателя и его наследника.

Право приватизации предоставляется не в связи с передачей наследства, а на основании договора соцнайма. Обязательным условием для приватизации наследником является факт совместного проживания с умершим по данному адресу. Приватизация будет невозможна, если они проживали в разных квартирах.

Приватизация двух квартир

Как уже было сказано, законодательство РФ о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ) разрешает россиянам проводить бесплатную приватизацию всего один раз.

Соответственно, приватизировать второй жилищный объект можно будет исключительно на платной основе, если гражданин не является переселенцем из региона Крайнего Севера, пострадавшим от катастрофы и теракта.

В группе исключения – факт приватизации квартиры лицом до наступления совершеннолетия. В таком случае по достижению 18-летнего возраста гражданин будет иметь законное право получить вторую квартиру.

Приватизация после смерти

Ст. 672 ГК РФ предписывает норму, по которой семья основного нанимателя квартиры, имеет право проживать в ней даже после кончины лица нанимателя и выступать стороной в приватизационном процессе.

Однако, получить жилье после смерти члены семьи могут лишь в том случае, если наниматель успел подать заявление на приватизацию. В таком случае, следует обратиться в суд с исковым заявлением на включение в состав наследства данного жилья. А по истечении 6-месячного срока (при условии регулярной уплаты коммунальных платежей за умершего) члены семьи могут претендовать на право собственности.

Таким образом, на сегодняшний день, приватизация имущественных объектов для россиян доступна в виде ряда возможных вариантов как на платной, так и на бесплатной основе.

Законодательство разрешает гражданам единожды переоформлять государственное имущество в частную собственность при наличии необходимого пакета документов и при соблюдении нормативного регламента. С февраля 2017 года возможность приватизировать жилье, земельные участки и предприятия была лишена ограничительного периода и стала бессрочной.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/priobretenije/privatizacija

Понятие и значение приватизации

Приватизация понятие

Определение 1

Приватизация — это процесс изменения вида собственности в ходе которого происходит передача или продажа в частные руки имущества (или его определенной части), находящегося в государственной собственности.

Ответственное хозяйствование (владение имуществом) возможно исключительно в случаях, когда привлеченный инвестор имеет право присваивать доход, быть собственником наравне с инвестором первоначальных ресурсов, что объясняет связь собственности и хозяйствования. Подобный процесс сопутствует организации частной собственности наряду с государственной.

Значимость и задачи приватизации:

  1. Экономическая теория говорит не только о важности обеспечения эффективности и справедливости при первичной приватизации (что сделать весьма проблематично), но и об удешевлении, упрощении последующего перераспределения прав собственности на средства производства в пользу более успешных предпринимателей, то есть участников процесса вторичной приватизации, которые имеют потенциал использовать приватизационные права с максимальным эффектом.
  2. Главной целью приватизации является зарождение «стратегических инвесторов» – производственных собственников, в первую очередь финансовых инвесторов, интересы которых заключаются в долгосрочном успешном развитии функционирования предприятий, инвесторами которых они являются.
  3. Государство не имеет возможности быть стратегическим инвестором всех предприятий, не во всех случаях такую возможность имеет и коллектив предприятий, особенно очень крупных. Существует огромная проблема в поиске стратегического инвестора для организаций, применяемых устаревшие технологии и оборудование. Для решения этой государственной задачи в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную был запущен процесс приватизации государственной собственности.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Уменьшение государственного сектора в данном процессе – это важнейшая особенность прогресса общественного сектора в переходной экономике. Полное определение термина приватизации заключается в общем сокращении сферы вмешательства государства, в том числе финансового в частную собственность.

Приватизация – это важнейший элемент преобразований в системе экономике при переходе к рынку, включающая в себя действия, сопутствующие снижению роли государства и направленные на увеличение влияния частного сектора во всех сферах деятельности активами физических и юридических лиц.

В ФЗ РФ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” (1997) приватизацией государственного имущества является взаимовыгодное отчуждение государственного имущества в пользу физических и юридических лиц. Это подразумевает отказ от права собственности государства на часть организаций и их активов, перераспределение между местными властями, частным предприятиям прав на деятельность любого вида, ранее производимыми государственными организациями. Реорганизация собственника – это форма разгосударствления общественного сектора экономики. Существует отказ государства от производственной функции, осуществляется путем сочетания форм аренды, контрактации и различного государственного стимулирования производства в частном секторе.

Обратный процесс приватизации называется национализацией предприятий.

Формы и механизмы приватизации

Приватизационные ценные бумаги – это государственно ценные бумаги определенного назначения, используемые в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации. К таким видам ценных бумаг можно отнести ваучеры, приватизационные чеки, которые считаются подтверждающим собственность документом.

Приватизационные ценные бумаги изготавливаются и выпускаются в соответствии с законом о приватизации (1991) и обеспечивают их обладателям право приобретения государственного имущества в процессе приватизации.

Основные этапы приватизации:

  • определение формы приватизации – продажа предприятий через аукцион, на конкурсной основе конкурса либо путем их акционирования;
  • организация государственных структур – комитетов, управляющих государственным имуществом; фонды имущества организовывают тендерные торги для продажи предприятий или их акций;
  • установление объектов приватизации и их стоимости (оценка стоимости предприятия производится по остаточной стоимости основных производственных фондов).

Разгосударствление объектов – переход от государственного регулирования производства к регулированию с помощью рыночных механизмов.

В результате приватизации происходит изменение структуры собственности с преобладанием частной собственности и сокращением общественной.

Происходит изменение экономической роли и функции государства, при котором оно прекращает быть субъектом хозяйствования.

Процесс приватизации также способствует регулированию экономических процессов государства через реорганизацию экономических условий жизни. Ликвидируется монополия государства во внешнеэкономической деятельности.

С развитием общества в целом происходит развитие экономических процессов. Что способствует установлению современных способов приватизации: реформация государственных унитарных предприятий в общественно акционерные общества (абсолютно все акции находятся в государственной собственности); вклад государственных или муниципальных капиталов в хозяйственные общества.

Сама по себе приватизация не является эффективным механизмом, ускоряющим развитие рыночной экономики. Приватизация оказывает позитивное воздействие только при проведении экономических реформ в условиях перехода государственной экономики к рыночной.

Расширенное применение приватизации для развития государственной экономики оказывает влияние на мировой рынок и международные экономические институты. Однако форсированная чековая приватизация позитивно влияет на экономику исключительно в небольших государствах.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_i_znachenie_privatizacii/

Приватизация: сущность, цели и методы приватизации

Приватизация понятие

В широком смысле это любые пр-сы ведущие к усиле-нию рыночного начала в хоз. механизме.

В узком смысле это непосредственный переход, пол-ный или частичный, гос. собственности в частные руки.

Чаще всего под приватизацией понимается передача частным лицам собств., но и контроля над гос. предпри-ми и др. гос. активами.

Цели приватизации:

1. Преодоление монополии гос. собственности.

2. Децентрализация управления и освобождения гос-ва от функции прямого хоз.управления отраслями предприятия.

3. Обеспечение гражданам реальной возможности стать собств-ми средств произв. и рез-тов труда на основе форм многообразия собственности.

4. Создание условий для собственной предприним. деятельности.

5. Формиров. эффективной экономики, устранение иждевенчиства и безхоз-ти.

Приватизация позволяет решить следующие пробле-мы: 1) способна помочь создавать границу между экономикой и политикой 2) соблюдение финан. дисцип-лины можно обеспечить только в услов. незав-ти предпр-й.

3) развертывание конкуренции между независимыми друг от друга предпри-ми. 4) Резко увеличивает долю частной собственности и развитие инноваций в стране. 5)Появление рацион.

критериев для распр-я капитала;

Наиболее распространёнными методами приватиза-ции является:

1. Публичная (открытая) продажа акций.

2. Закрытая продажа акций за ранее устан. покупател.

3.Новые частные капиталовложения в гос. предпр.

4.Непосредствен. продажа гос.активов

5.Разукрепление гос.активов или создание холдинго-вых компаний с дочерними предприятиями

6.Различные фонды аренды и подряда, а также пере-дача гос. предприятия в управление частным менедже-рам.

Принципы расгосудорствления и приватизации гос.собственности:

1. обеспечение широкой гласности пр-сов расгосудор-ствления и приватизации

2. постепенность и этапность

3. соблюдение законности

4.контроль со стороны гос-ва и общества за осуществ-ление приватиз.и расгос-ия

5 право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой госуд. собствен.

6.деферен-я методов и ф-м приватиз.

7. сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации.

С позиции техники приватиз. надо различать:

1) гос.предприятия, к-ые гос-во прямо контролирует – это предприятия 1-го ранга

2) смещ. предпр-я с миноретарным контр. гос-ва

3) филиалы, которые прямо или косвенно контроли-руются материнскими гос. предприятиями

4) муниципальные предприятия любого типа

Способы приватизации определяются государством в лице его создан-х специальн. органов: гос.комитет по управлению гос. имуществом и др., а также структур местных органов власти.

Основными способами приватизации могут быть:

1.безвозмездная передача имущества.

2. аренда с последующим выкупом.

3. продажа объектов собственности по конкурсу.

4. продажа объектов собственности с аукциона.

5. акционирование объектов собственности.

6.создание финансово-промышленных групп с пре-доставлением им прав самостоят. хзяйствования.

14.

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учре-жденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имуще-ства, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязатель-ствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от ча-стного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы.

все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды. 4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере занимать-ся общественно-полезным трудом. 6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

13. ТИПЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА – виды организации предпринимательской деятельности в зависимости от формы соб-ственности и методов хозяйствования, например, малый бизнес при частной собственности на средства производства или их аренде, совместное предпринимательство, корпоративное предпринимательство на основе акционерного капитала

Типы предпринимательства

Мелкие предприниматели и самостоятельные работники — это, прежде всего лица, занятые ненаемным и самостоятельным трудом. Их доход носит свободный характер, он не фиксируем и не гарантирован, относительно сильно колеблется, неустойчив, зависим от многих трудно-прогнозируемых факторов — случая, здоровья и настроения, погоды, информации и человеческих связей.

Деятельность самостоя-тельных работников и предпринимателей часто связана с мелкой собственностью — личной, арендуемой. В реальности возможно также ис-пользование ими и “чужих” средств (государственных и даже частных предприятий).

Эти ситуации различаются не только экономически, но и психологически, например степенью чувства собственника, удовлетворенности этим чувством.

Социальную основу самостоятельной работы и мелкого предпринимательства составляет индивидуальная деятельность.

В то же время меж-ду занятыми такой деятельностью возможны ассоциации, распространены психология, традиции и договорные формы взаимопомощи, сотруд-ничества. Часто используются семейно-родственные формы участия.

Объединение самостоятельных работников и мелких предпринимателей в организованные предприятия приводит к 'вырождению” их как класса, превращению в наемных рабочих и служащих.

Своим главным преимуществом самостоятельные работники и мелкие предприниматели считают свободу и, если их положение благо-получно, скептически относятся к наемному труду рабочего и служащего.

же проблема самостоятельных работников и мелких предпринимателей — высокая личная ответственность; в этом плане наемные рабочие и служащие имеют преимущество, особенно если у них высокая и гарантированная заработная плата.

Сочетание свободы и ответственности — это первая социальная особенность положения рассматри-ваемой группы; вторая заключается в одновременном сочетании нескольких глобальных экономических ролей: самостоятельные работни-ки и мелкие предприниматели чаще всего и работают, и управляют, и распоряжаются (владеют), т.е. их труд носит совершенно не разде-ленный характер.

Внутренняя дифференцированность самостоятельных работников и мелких предпринимателей основывается прежде всего на таких кри-териях, как производство товаров, оказание услуг, операции в финансово-экономической сфере, арендодательство. Социально-экономические различия между разными категориями внутри рассматриваемой группы являются, по мнению ее представителей, существен-ными.

Источник: https://studopedia.ru/5_23874_privatizatsiya-sushchnost-tseli-i-metodi-privatizatsii.html

Предпринимательское право России

Приватизация понятие

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную.

Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах.

Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи.

Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления.

Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.

Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи.

Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст.

8 ГК).

На наш взгляд, термины «способ» и «основания» — не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества.

Причем договор купли-продажи — не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации.

Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Приватизационный процесс — сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы.

В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения.

Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) — самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам.

Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством.

Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы.

В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную.

В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А.

Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы.

Итак, приватизация — это совокупность мероприятий.

Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп.

Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986—1988 гг.

, была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах.

Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.).

Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты.

В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084).

К числу таких целей относятся:

  1. повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
  2. формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  3. вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
  4. завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
  5. привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
  6. содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов.

Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred56.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.