Приватизация дата

Содержание

В каком году началась приватизация квартир в россии

Приватизация дата

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Процесс передачи муниципальных квадратных метров в собственность жильцов называется приватизацией. На первый взгляд государство предлагает весьма выгодную сделку. Однако приватизация в России идет не совсем теми темпами, на которые изначально рассчитывали власти. В чем причина такой инертности населения, и до какого года приватизация будет действовать?

Начало приватизации

В 1991 году, после резкой смены курса правительства СССР, государство столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В той ситуации невозможно стало содержать самостоятельно весь жилищный фонд страны за счет бюджетных средств. Летом был принята первая редакция закона о приватизации. Далее законопроект неоднократно корректировался.

В настоящее время приватизация в России по закону является бессрочной.

Планируется, что со временем бесплатная передача жилья в собственность гражданам сменится выкупом. Однако сегодня нет ясного понимания механизма процесса. Законодатели работают в этом направлении.

В каком году началась приватизация квартир в россии реально? Первые собственники жилья появились в 1992 году. В оформлении документов должны были участвовать все проживающие, включая малолетних детей. Их интересы представляли родители или опекуны.

Жилье переходило во владение в равных долях. Закон предусматривал возможность отказаться от своих прав, но сделать это могли только дееспособные граждане. В дальнейшем им предоставлялось право пожизненного пользования помещением.

Причины продления сроков приватизации

Одной из причин перманентного продления сроков стала инертность населения. Когда началась приватизация в России, правительство полагало, что граждане очень быстро оформят полагающиеся метры в собственность. На деле и сегодня, спустя 27 лет, оформлено только около 80% жилья. В масштабах страны, оставшиеся 20%, составляют значимую цифру для бюджета.

Почему люди не спешат заключать столь выгодную сделку? Здесь роль играют семейные отношения, жизненная ситуация, социальное положение ответственного квартиросъемщика. Заниматься оформлением документов требуется лично. Не все граждане готовы и хотят этим заниматься.

В 2014 году, с присоединением Крыма и Севастополя, правительство продлило сроки для того, чтобы законным правом могли воспользоваться жители и этих территорий. Граждане России имеют равные права, а право на жилье остается одним из основных.

Последние изменения были внесены в феврале 2017 года. Законодатели отменили сроки бесплатной приватизации окончательно.

Выгоды приватизации жилья

Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.

Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:

  • Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
  • Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
  • Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
  • Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
  • Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.

Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.

Негативные моменты приватизации жилья в России

Статья будет однобокой, если не рассмотреть и негативные стороны приватизации в России для новоявленных собственников. Отдавая жилищный фонд, государство передает не только материальные активы, но и сопутствующую ответственность за его содержание.

Риски и обременения, которые достаются жильцам с новой собственностью:

  • Необходимость уплаты фискальных сборов. Если до недавнего времени сумма налога на жилье не была значимой для семьи, то с введением прогрессивной шкалы она заметно увеличилась. Налогообложение в зависимости от рыночной стоимости сильнее всего отразилось на малоимущих жителях больших городов.
  • Повышение платы за ЖКХ. Переоформление документов, при прочих равных, влечет необходимость содержания за свой счет общедомовых коммуникаций, обслуживание здания.
  • новой собственности, при изношенных еще в советский период внутриквартирных коммуникациях, по умолчанию переходит от государства к счастливым владельцам.
  • Ветхий и аварийный фонд, который подвергся приватизации, расселяется по новым, невыгодным для жильцов, нормам. При расселении муниципального жилья все прописанные получают квадратные метры согласно санитарным нормам. На сегодня это 18 кв. м на одного жильца. Владельцы приватизированной квартиры могут рассчитывать на аналогичную по площади, вне зависимости от числа и пола прописанных.
  • Ответственность перед соседями за любой форс-мажор в своем доме несут собственники. Пока квартира государственная, прорванная труба – ответственность муниципальных властей. Как только документы на приватизацию квартиры оформлены, платить соседям за испорченный ремонт обязаны хозяева.

Это важно знать:  Как приватизировать муниципальную квартиру в 2020 году

Государство предусмотрело возможность вернуть приватизированное жилье обратно. Это можно сделать, если после оформления документов не изменился собственник и в квартиру не были прописаны дополнительные жильцы. Однако таким правом граждане пользуются редко.

В каком году началась приватизация квартир

Если отставить в сторону крупные предприятия, то россиян более всего интересует приватизация жилищного фонда. Во времена СССР большая часть граждан имела возможность «получить» квартиру за несколько лет труда на предприятиях.

Порой для этого приходилось ехать в самые некомфортные условия Севера. Квартиры выделялись на основании социального найма. Право же собственности сохранялось за государством или муниципалитетом.

За редким исключением такая ситуация сохранялась до 90 х годов, когда началась приватизация квартир в России.

Когда принят первый закон о приватизации в России

Приватизация-следка, в результате которой, имущество государственное или муниципальное, переходит в руки частных собственников.

Начало последнего десятилетия ХХ века ознаменовалось сменой не только курса политического, но и экономического. Однако это не значит, что до этого времени нельзя было подучить квартиру в собственность. Строительные кооперативы были уже тогда. Кроме того, еще 02. 12. 1988 г.

СовМин СССР принял Постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”. То есть, выкупить квартиру уже было можно, хотя назвать это приватизацией в ее нынешнем понимании нельзя.

За пару лет аналогичные акты были приняты на уровне республик.

Однако успешной эта акция не была, ведь квартиру приходилось выкупать по полной стоимости. У честного советского гражданина таких денег не было. А если и были, то пришлось бы разъяснить их происхождение.

Внимание! Именно 04.07.1991 года можно считать датой начала приватизации жилья в России. Предприятия и объекты производства стали массово переходить в частные руки уже в 1992 году.

Как и большая часть нормативных актов эпохи зарождающегося капитализма, закон 1991 года был весьма сырым и схематичным. В нем не была четко прописана сама процедура приватизации.

Отдельные категории граждан были слабо защищены. Частично дыры латали уже на местном уровне.

До сих пор практическая процедура приватизации на местах регулируется региональными регламентами по предоставлению услуг по передаче жилья в собственность нанимателей.

Наименование региональных актов может несколько варьироваться, но суть его остается прежней – он определяет практический порядок оформления приватизации. Здесь гражданин найдет ответ на вопросы о том, какие и куда нужно подавать документы.

Изменения в законодательстве о приватизации

Конечно, принятый наспех закон нуждался в доработке, в нем был целый ряд дыр. Связанных как с процессуальным порядком оформления сделки, так и защитой отдельных категорий и граждан.

Так, лишь через 1993 были приняты поправки и даны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, ставшие на сторону защиты детей. До этих пор родители массово отстраняли детей от участия в приватизации. Последствия просчета тянутся дол сих пор. Сроки давности по таким делам легко восстанавливаются.

Теперь дети, ставшие совершенно взрослыми людьми, обращаются в суды для защиты своих нарушенных прав. Квартиры, приватизированные когда-то с нарушением закона, могут уже не раз сменить владельца. В итоге, сделки, последовавшие за не правомерной приватизацией, признаются недействительными, и последний владелец несет крупные убытки. Ведь вернуть деньги за жилье уже практически нереально.

В целях защиты детей сирот был установлен 5-летний мораторий на приватизацию выделенных им государством квартиры. Но это тоже произошло не сразу. В итоге, большая часть сирот осталась на улице, попав в лапы мошенников.

Еще одно важное изменение последних лет коснулось коммунальных квартир. Закон 1991 года о них вовсе не упоминает, а ведь после распада СССР недвижимости такого типа оказалось довольно много.

Возникал вопрос о том, возможно ли в принципе приватизировать квартиру с местами общего пользования. Ответ на этот вопрос дал Пленум ВС РФ уже после 2000 х. Действительно, приватизировать такое жилье можно. Даже согласия жильцов отдельных комнат не потребуется.

При этом места общего пользования останутся общими и в собственность не перейдут.

Кроме этих был еще целый ряд менее заметных изменений и разъяснений. Сейчас приватизировано порядка 80 % муниципального или государственного жилищного фонда и совершенствование законодательства в этой сфере, скорее всего, продолжится.

Когда закончится приватизация?

Это едва ли не самый животрепещущий вопрос последних лет. Граждане порой оттягивали приватизацию в ожидании лучших условий или подходящего момента. Кто-то не мог приватизировать жилье из-за отсутствия согласия всех зарегистрированных лиц. Это создавало страх «не успеть» бесплатно приватизировать жилье.

В первой редакции закона 1991 года сроки приватизации не оговаривались. Однако, новый ЖК РФ 2004 года о приватизации умалчивал. Поэтому сроком окончания приватизации стало считаться 01.03.2005 – дата вступления в силу нового Кодекса.

Источник: https://leonmonitor.ru/v-kakom-godu-nachalas-privatizacija-kvartir-v-rossii-2/

История приватизации в России. Справка

Приватизация дата

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

После ваучера: 25 лет назад в России началась денежная приватизация

Приватизация дата

1 июля 1994 года в России начался переход к денежной приватизации. При формировании рыночной экономики передача госимущества в частные руки с помощью ваучеров не оправдала ожиданий властей.

Контроль над большинством предприятий сохранили оставшиеся с советских времён руководители, а рядовые граждане и зарубежные инвесторы не могли получить доступ к управлению компаниями. Более того, на фоне кризиса бюджет остро нуждался в дополнительном финансировании.

Так руководство страны разрешило выкупать акции предприятий за деньги.

В первые годы после распада СССР российская экономика предпринимала начальные попытки перехода к рыночному механизму.

Перераспределение госимущества с помощью приватизационных чеков должно было создать класс частных собственников и повысить эффективность национальных компаний.

Между тем государство испытывало острую нехватку финансов, а зарубежные инвесторы и рядовые граждане по-прежнему не могли приобрести большие объёмы акций российских предприятий. Так, 1 июля 1994 года произошёл переход от ваучерной к денежной приватизации.

Также по теме

От общего — к частному: 25 лет назад в России началась чековая приватизация

14 августа 1992 года Борис Ельцин подписал указ о введении ваучерной приватизации в России. В условиях экономического кризиса…

В целом, как отмечают опрошенные RT эксперты, приватизация в России проходила в несколько этапов и преследовала две ключевые цели: изменить структуру экономики и пополнить государственный бюджет в период кризиса.

Первая стадия приватизации стартовала в 1992 году. Согласно указу Бориса Ельцина, значительную часть государственного имущества было решено безвозмездно передать российским гражданам.

Основным способом стало распределение госсобственности через ценные бумаги. Каждый гражданин получил право на приватизационный чек (ваучер) номиналом 10 тыс. рублей.

Его можно было продать по рыночной цене или обменять на акции предприятия.

Как заявлял автор реформы Анатолий Чубайс, путём приватизации страна должна была построить капитализм «причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Как объяснил в интервью RT профессор кафедры экономики РЭШ Валерий Черноокий, за счёт вовлечения населения в процесс руководство страны намеревалось за короткое время резко нарастить долю частных собственников и снизить влияние госсектора на экономику. Таким образом, планировалось закрепить переход к рыночной экономике и сделать невозможным возврат к неэффективной плановой системе хозяйствования СССР.

«Большинство государственных предприятий, доставшихся в наследство от советской плановой экономики, были убыточными. Приватизация, по мнению реформаторов, должна была привлечь частных собственников, заинтересованных в реструктуризации предприятий и повышении эффективности производства и управления», — добавил Черноокий.

В ходе первичной (малой) приватизации были проведены аукционы по продаже небольших предприятий бытового обслуживания — магазинов, ресторанов, кафе. В свою очередь, крупные и средние предприятия не продавались, а были превращены в открытые акционерные общества. Ценные бумаги частично передавались трудовым коллективам, а частично могли быть выкуплены за приватизационные чеки.

Примечательно, что оборонные и приносящие самый высокий доход предприятия остались в государственной собственности.

В общей сложности к концу 1994 года было приватизировано 112 тыс. бывших госпредприятий.

Отметим, что, помимо частичной передачи государственного имущества, приватизация подразумевала и привлечение иностранных инвестиций в страну. По словам экспертов, с приходом зарубежных инвесторов планировалось создать конкурентную среду на российском рынке.

Между тем, как отмечает Валерий Черноокий, преимущественным правом на приобретение акций (за ваучеры или по льготной цене) обладали в основном только работники и менеджеры приватизируемых предприятий. Как следствие, к 1994 году большинство крупных компаний перешло под прямой или косвенный контроль назначенных ещё в советское время руководителей, так называемых красных директоров.

«И работники, и менеджеры выступали резко против прихода внешних акционеров: первые опасались увольнений, а вторые — потери контроля над предприятием. Всё это тормозило дальнейшую реструктуризацию и повышение эффективности бывших госпредприятий, на которые рассчитывало правительство», — пояснил экономист.

Вторая попытка

Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля.

Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации.

В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.

Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития.

По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию.

В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.

При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.

Также по теме

Время перезагрузки: 20 лет назад в России произошёл дефолт

17 августа 1998 года правительство России объявило технический дефолт по долговым обязательствам страны. Безудержный рост госдолга,…

Необходимость собрать как можно больше средств для выполнения социальных обязательств государством стала одной из причин появления залоговых аукционов.

Закон о бюджете на 1995 год запрещал продавать акции высокодоходных предприятий. Между тем в рамках новой схемы частные банки предоставляли государству кредиты под залог акций крупных компаний.

Если заём не был возвращён, заложенные ценные бумаги переходили в собственность кредиторов.   

С ноября по декабрь 1995 года на залоговые аукционы были выставлены акции 12 сырьевых и инфраструктурных компаний. В общей сложности сумма поступлений в бюджет составила $886,1 млн, но в конечном счёте все 12 займов не были выплачены банкам, и предприятия перешли в собственность кредиторов.   

При этом, как отмечали в Счётной палате, пополнение бюджета за счёт залоговых аукционов прошло недостаточно эффективно.

Так, по оценке ведомства, стоимость предлагаемых в залог акций была либо недооценена, либо намеренно занижена. Более того, итоговый размер получаемых кредитов лишь незначительно превышал стартовую цену.

Таким образом, аукционы проходили не на состязательной основе банков, как предполагалось изначально.

Позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно.

Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал.

Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».

Ваучер на память

Эксперты неоднозначно оценивают итоги приватизации в России. Так, поставленные цели во многом были выполнены, и страна перешла к системе рыночной экономики. В то же время, по словам экономистов, реформа не привела к ожидаемому росту эффективности бывших госпредприятий и одновременно спровоцировала увеличение преступных действий среди новых собственников.

«Позитивные стороны очевидны. Была создана масштабная и массовая частная собственность, которой практически не было в СССР.

Кроме того, реформа послужила начальным толчком к формированию фондового рынка, а также дала определённые поступления в бюджет.

Но любое дело требует обучения, и создание частной собственности в отсутствие навыков обращения с ней привело к существенному перекосу отношений в сторону криминализации», — отмечает Константин Корищенко.

Кроме того, по словам экспертов, у рядовых граждан не было первоначальных денежных накоплений для покупки больших пакетов акций компаний, а выданные россиянам ваучеры не давали возможности участвовать в управлении предприятиями.

«Изначально ваучерная приватизация имела высокую поддержку среди населения. Однако большинству так и не удалось стать капиталистами, и постепенно одобрение приватизации и частной собственности снизилось.

Кто-то продал свой ваучер за бесценок, кто-то потерял вложения в чековых инвестиционных фондах, кто-то вложился в предприятие-банкрот, а кто-то просто сохранил ваучер на память», — заключил Валерий Черноокий.

Источник: https://russian.rt.com/business/article/645796-rossiya-ekonomika-privatizaciya

«Объегорили-обгайдарили»: годовщина приватизации имени Чубайса

Приватизация дата

В августе 1992 года в России стартовала едва ли не самая масштабная реформа последних десятилетий — ваучерная (чековая) приватизация. Россиянам тогда объяснили, что советская модель себя изжила и, чтобы ускорить приближение «светлого будущего», необходимо провести приватизацию государственной собственности.

То есть каждый россиянин мог приватизировать, прикупить «кусочек родины» и стать полноценным собственником ее богатств: нефти и газа, заводов и пароходов, жилых зданий и парикмахерской за углом.

Государство было признано неэффективным собственником, в чем граждан даже и убеждать не надо было. В 90-е годы после развала СССР стоимость жизни выросла, а сама жизнь ничего не стоила. Разрухой и бандитизмом 90-х годов до сих пор пугают новое поколение обывателей.

Ситуация в экономике действительно была катастрофической: цены взлетели, многие предприятия закрылись, налоги в бюджет не выплачивали, зарплаты задерживались.

Нависла угроза остановки работы жизнеобеспечивающих предприятий транспорта, водоснабжения, электроэнергетики. Тогдашний глава ЦБ Виктор Геращенко распорядился для пополнения оборотных средств включить печатный станок.

Но выпущенного в оборот 1 трлн рублей хватило ненадолго.

Тогда правительство решило собрать деньги с населения. Всю российскую собственность оценили на глазок в 1,4 трлн рублей. Каждому гражданину России Сбербанк должен был открыть именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться деньги от продажи приватизируемого госимущества.

Это была схема, проверенная другими странами. Была и такая идея: постепенного выкупа собственности за средства, накопленные населением на «сберкнижках».

Но правительству необходимо было срочно провести приватизацию, пополнить казну и не дать стране развалиться.

Короче говоря, план с приватизационными счетами не был реализован. В итоге взяли за основу чешскую модель — чек (ваучер). Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Бесплатно. Точнее, за 25 рублей, на которые фактически ничего нельзя уже было купить.

Номинальная стоимость ваучера составила 10 тыс. рублей, исходя из оценки госимущества. Андрей Нечаев, министр экономики России (1992-1993 годы), пояснил «Газете.Ru», что невозможно в принципе было всем стать миллионером при том количестве собственности, которая была выставлена на приватизацию.

К тому же у власти были опасения, что народ просто проигнорирует приватизацию, не поняв ее целей. Тогда идеолог приватизации Анатолий Чубайс, стоявший во главе Госимущества, придумал, как сейчас говорят, рекламную акцию.

«Чубайс, помню, агитировал, чтобы подогреть интерес к приватизации, что за ваучер можно купить два автомобиля «Волга». Неудачно агитировал», — считает Нечаев. Но схема сработала. Чеки раздали.

Поначалу от чековой приватизации выиграли так называемые «красные директора» — руководители заводов и фабрик, сформировавшихся в Советском Союзе. Нередко они принуждали работников продавать свои акции, а для стимулирования этого процесса задерживали выплату зарплаты. Бывшие советские функционеры в итоге становились единоличными собственниками фабрик, заводов, цехов, пароходов.

Объегорили-обгайдарили

На самом деле купить часть госсобственности по выгодной цене могли только работники приватизируемых предприятий, остававшихся к тому времени на плаву.. Остальным, не занятым в производственной сфере, казалось, что выгоднее продать или вложить «эту бумажку» в чековый инвестиционный фонд. Эти фонды скупали за чеки акции приватизируемых предприятий.

Владельцам акций обещали большие барыши в будущем, но впоследствии большинство фондов растворились, а акции предприятий достались авторитетным товарищам.

Поскольку «красные директора» тоже не отличались финансовой грамотностью и не очень-то желали развивать вверенный им актив, то в течение нескольких лет реальными владельцами частных заводов стали финансово-промышленные группы, нередко с криминальным прошлым.

Передел собственности сопровождался кровавыми разборками. Шальные приватизационные деньги стали питательной средой для появления класса олигархов.

«Миллионы граждан были обмануты мошенниками. Мы помним многочисленные финансовые пирамиды на базе ваучерных фондов, когда у людей забрали ваучеры и потом украли их имущество, при этом заработав сверхприбыли и использовав их для приобретения государственных активов», — говорит Сергей Глазьев, советник президента РФ.

Он напомнил, что согласно отчету Генпрокуратуры Государственной думе, на один случай приватизации в среднем было зафиксировано одно преступление. В общем, объегорили-обгайдарили, возмущались россияне.

В последующем приватизационные деньги осели в инвесткомпаниях и частных банках, зарегистрированных в офшорах. И только в этом году Кремлем официально было объявлено, что олигархов в России нет.

Итог приватизации — госпереворот и олигархия

Последствия ваучерной приватизации оказались катастрофичными и для граждан, и для бизнеса и для государства.

Как отмечает Глазьев, «приватизировались не целостные производственно-технологические комплексы, способные к самостоятельному воспроизводству, а приватизировались юридические лица, которые в большинстве своем являлись производственно-хозяйственными единицами и никогда не функционировали в качестве целостных предприятий». Вследствие этого экономика «распалась на нежизнеспособные кусочки, большинство из которых оказались неконкурентоспособными, потеряли связь с партнерами по кооперации и свернули свою деятельность».

То есть приватизация 1992 – 1994 годов обернулась для страны экономической катастрофой, уверен Глазьев. И закончилась она госпереворотом, который зафиксировал криминализацию российского общества.

«Попытка Верховного Совета воспрепятствовать хаотизации российской экономики и ее раздроблению, разграблению и криминализации привела, как вы знаете, к госперевороту, расстрелу Верховного Совета в 1993 году и к формированию криминально-олигархической диктатуры, которую можно назвать «какократией» — властью худших», — оценивает Глазьев.

Дееспособность государственной власти резко снизилась и только в 2000 – х государство восстановило структуру управления.

Отдайте мне мои две «Волги»

А подавляющее большинство граждан и вовсе ничего не получило от приватизации. Сергей Календжян, доктор экономических наук, сокурсник по МГУ Андрея Нечаева и Егора Гайдара вспоминал, что часть денег потратил на покупку акций «Газпрома», «Регионнефтегаза» и на акции магазина «Березка», торговавшего за валюту импортными товарами, не доступными за рубли.

«Мне казалось, что это выгодное вложение, но «Березка» обанкротилась вместе с моей мини-долей. Еще меня окучивали фонды, предлагавшие продать акции. Я в итоге так и сделал спустя несколько лет. Выручил какую-то смешную сумму. Сколько именно, не могу даже вспомнить. В общем, вся эта приватизация прошла мимо меня фактически. Как и большинства граждан», — резюмирует Календжян.

Страну облетела анекдотическая история о том, как житель села Энергетик Владимирской области Владимир Кувшинов пытался отсудить у Чубайса обещанные две «Волги», на то время это был самый дорогой отечественный автомобиль.

Кувшинов отправил Чубайсу письмо, в котором просил совета, куда вложить ваучер, чтобы получить две «Волги». Чубайс посоветовал прикупить акции «Научного института лёгких сплавов». Не получил ни акций, ни «Волги».

Обратился в суд, но тут истек срок для подачи иска.

Многие россияне вообще не представляли, что с этим ваучером делать. Цена ваучеров падала с каждым месяцем и дошла до 3-4 тысяч рублей к середине 1993 года. Многие россияне просто продали или поменяли свои ваучеры на несколько пачек страшно дефицитного тогда стирального порошка или пару бутылок водки.

Экс-министр экономики (с 1994 по 1997 годы) Евгений Ясин вспоминал, что обещание Чубайсом двух «Волг» было «чисто пропагандистской задачей». Ясин убежден, что «приватизация справедливой не бывает» в принципе.

Критикам своей модели приватизации Чубайс отвечает так: в 90-е нужно выбирать между честной и нечестной приватизацией было невозможно. Выбор если и был, то «между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом».

В стране действительно появилась частная собственность. А это гарантировало невозврат к коммунизму. Но какой ценой? Соцопросы показывают, что россияне, спустя даже 27 лет после начала приватизации в России, не в восторге от капитализма по Чубайсу.

Россияне убеждены, что рыночные реформы приводят к ухудшению качества жизни, ругают либералов и мечтают о «сильной руке».

Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг заявил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», что приватизация, проведенная с наскоку и любой ценой, нанесла психологическую травму российскому народу.

Невозможно заставить людей полюбить реформы, если они ухудшают твое материальное положение, считает эксперт.

«Идея приватизации была скомпрометирована теми людьми, которые назвали себя либералами, таковыми не являясь. Они если и были либералами, то вульгарно-инфантильными, и уж точно корыстолюбивыми и властолюбивыми. Проповедовали, как говорят немцы, пить воду, а сами пили вино», — отмечает Гринберг.

По его словам, народ в 90-х «поверил в рынок, как в коммунизм, а теперь питает отвращение к либеральным реформам, стремление к свободному выбору дискредитировано, потому что обманули». «Народу говорили, потерпите до осени, а потом заживете, как в Люксембурге, а в итоге все богатства оказались у олигархов», — заключает Гринберг.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/14/12578695.shtml

В каком году началась приватизация

Приватизация дата

Приватизация жилья – бесплатное оформление жилых квадратных метров из государственной, муниципальной собственности в личные права владения граждан. Стартовала обозначенная программа с начала 1991 года. Но фактически началом приватизации квартиры считается сентябрь 1992 года.

Когда собственно началась и представлена программа приватизации жилья в России?

Слухи о запуске программы приватизации ходили еще до момента ее начала. Еще до первых оформлений заговорили, что она будет на безвозмездной основе.

Изначально предусматривалась денежная приватизация, но она потерпела крах, поскольку всего 0,2% граждан в то время решились на такую процедуру.

Начало приватизации жилья непосредственно в России – 4 июня 1991 года согласно принятому закону РФ «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».

Сроки приватизации недвижимости в России

Что касается непосредственно сроков проведения приватизации муниципального жилья, то изначально программа была обозначена до 1 марта 2015 года. Затем продлена до 2016 года, и далее до 2017 года.

На сегодня решен вопрос о бессрочном продлении бесплатной процедуры передачи государственного, муниципального жилья в частное владение российских граждан. Постановление было подписано от 10.02.2017 года.

Переоформить на себя квартиру в любое время имеют право несколько категорий граждан. К ним относятся:

  • граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, после освобождения;
  • те, кто длительное время находился за пределами российского государства в командировке;
  • на основании судебного решения, если суд признает представленные причины основательными;
  • физические и юридические лица, которые встали на жилищный учет переоформления права собственности до 01.03.2015 года;
  • дети-сироты;
  • ветераны войны;
  • граждане, ожидающие расселение из старых домов.

Такая возможность для всех граждан предоставляется только один раз в жизни. Исключение: несовершеннолетние имеют право дважды подать заявление на переоформление – до достижения ими 18 лет и после совершеннолетия, но тоже один раз.

Для начала оформления приватизации требуется подать заявление в администрацию по месту расположения жилья или в жилищный отдел, чтобы составить договор о передаче квадратных метров во владение нового собственника. Заявление и требуемую документацию можно подать в многофункциональные центры по месту жительства.

Родителем, опекунам, а также воспитателям детей-сирот нужно иметь одобрение от органов опеки и попечительства.

Бесплатное оформление

Процедура передачи государственного, муниципального жилья в частное владение делается бесплатно. Единые условия для ее осуществления:

  • право на проведение приватизационного процесса, к примеру, правообладатель ранее не проводил подобного переоформления;
  • несовершеннолетние обязаны участвовать в процедуре, а именно в равных правах;
  • переоформление может проводиться исключительно по согласованности между всеми жильцами, если недвижимость будет иметь долевой характер. В случае передачи обозначенного жилья в единоличное пользование остальные претенденты должны предоставить заверенный в нотариате письменный отказ.

Но несмотря на то что процедура бесплатная, все же потребуется оплата некоторых услуг:

  • оплата стоимости выдачи требуемых документов и справок;
  • нужно оплатить госпошлину за выдачу свидетельства о праве собственности Росреестром;
  • если процессом сбора документов занимается юрист, то нужно оплатить его услуги;
  • это же касается и заверения доверенности, выписок, отказа в переоформлении.

Приватизация может быть переведена в статус платной процедуры, что может ощутимо отобразиться на бюджете граждан, решивших провести переоформление имеющихся квадратных метров, которыми они пользуются по договору социального найма.

Оплата обязательной государственной пошлины при регистрации прав собственности в Росреестре:

  • для физических лиц составляет 2000 рублей;
  • для юридических лиц – 22 000 рублей.

Представленное положение регламентировано пп. 22 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Почему лучше приватизировать квартиру?

Гражданин, получивший в свое владение квадратные метры, вправе распоряжаться ими на свое усмотрение. Можно продать, подарить, передать по наследству и прописывать кого-либо по своему желанию. Среди преимуществ:

  • обозначенное жилье находится в собственности, поэтому выселить из него муниципальные органы не вправе;
  • можно делать ремонт или перепланировку, хотя последнее нужно непременно согласовывать с БТИ;
  • при приватизации квартиры всем участвующим лицам предоставляются равные доли квадратных метров.

Но переоформить квартиру можно при наличии согласия всех прописанных на обозначенных квадратных метрах. При этом главным условием считается включение в список собственников несовершеннолетних детей.

Свидетельствующим фактом владения приватизированной собственностью считается обязательная регистрация прав в регистрационной палате. В отмеченном органе нужно получить договор на передачу жилья в собственность.

Только после этой процедуры может быть осуществлена передача жилых помещений в собственность новому владельцу.

В основном общий процесс переоформления происходит в течение трех месяцев. Большая часть времени уходит на проверку представленных документов.

Как началась приватизация жилья?

До начала перестройки у граждан СССР не было возможности иметь жилье в частном владении и тем более продавать его открыто. Предпосылкой для создания программы приватизации послужило разрешение в 1958 году на создание строительных кооперативов, чтобы иметь возможность гражданам получить квадратные метры в многоквартирном доме в собственность.

Спустя 30 лет, в 1988 году было принято постановление правительства, где отмечалось, что граждане могут приобретать в собственность квадратные метры от государства и жилищного фонда.

Но в документе также прописывалось, что новые владельцы непременно должны бережно относиться к жилплощади и повышать его долговечность.

Впервые на основании этого появилась возможность приватизировать жилье гражданам, которые жили в квартирах по заключенному ими с государством, муниципалитетом договору социального найма.

Закон о приватизации был принят еще в 1991 году. Но на его основании гражданам приходилось в ходе переоформления в личную собственность жилья уплачивать разницу между ценой квартиры и непосредственно ценой «бесплатного жилья». Поэтому такая процедура проходила не так быстро, как рассчитывало государство. Поэтому был принят законопроект, что приватизация с 1993 года станет бесплатной.

На сегодня оформление приватизации жилья основано на добровольной основе. При желании перевести муниципальное жилье в личное надо иметь письменное согласие всех участников, а именно тех лиц, что имеют непосредственное право на определенную долю квадратных метров. Такая процедура бесплатная. В процессе переоформления в первую очередь нужно:

  • написать заявление;
  • составить договор;
  • подать бумаги в регистрационную службу;
  • направить все бумаги в БТИ.

Процесс переоформления прав собственности имеет бессрочный характер, поэтому у граждан имеется возможность получить в личное владение жилье, которое находится на государственном, муниципальном балансе. За гражданами остается право отказаться от уже приватизированных квадратных метров и вернуть их снова прежнему владельцу (государству, муниципалитету).

Источник: https://privatizacia.info/kogda-nachalas-v-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.