Приватизации в россии

Приватизация в России: как это было и к чему привело страну

Приватизации в россии

К концу 1991 года страна находилась в тяжелом положении, на грани банкротства. Денег на поддержание отраслей промышленности не было, плановая экономика показала свою неэффективность. На предприятиях чудовищно задерживали зарплату, денег не хватало.

Для перехода к новой модели экономики и реформам нужно было разрешить свободное ценообразование, перейти от государственной к частной форме собственности, создать свободную конкурентную среду и развитую рыночную инфраструктуру, пояснил «360» доктор экономических наук, профессор Сергей Орлов.

«Мы взяли то, что сделать было легче всего — отпустить цены и провести приватизацию. Гораздо сложнее было создать конкурентную среду, ее и сейчас во многих отраслях нет. Ну а рыночная инфраструктура создается уже почти 30 лет», — добавил профессор.

Изначально в правительстве рассматривали три варианта перехода собственности в частные руки. Тогда, уточнил Орлов, ошибочно считалось, что приватизация поможет оперативно переделать плановую советскую экономику в российскую рыночную.

От британской модели платной приватизация предприятий быстро отказались — она могла растянуться на долгие годы.

Против открытия частных счетов миллионам граждан и перевода туда доходов от продажи приватизируемого госимущества выступил Сбербанк. Технически это было сложно. Оставался последний вариант с раздачей ваучеров населению.

Эта модель, отмечает Орлов, позволяла провести приватизацию в ускоренном темпе и успокоить недовольное экономической обстановкой население.

14 августа 1992 года Ельцин подписал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». С 1 октября все россияне, включая детей, могли получить бесплатный ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей. Чеки можно было покупать и продавать без ограничений, дарить, менять на акции своего предприятия, покупать ценные бумаги на чековых аукционах и так далее.

Ошибка оценки

Перед приватизацией госсобственность оценили в 1,4 триллиона рублей и выпустили в обращение 140 миллионов ваучеров. Но в 1992 году, писал Григорий Явлинский в книге «Уроки экономической реформы», в стране насчитывалось 20 757 госпредприятий. Их стоимость значительно превосходила суммарную цену чеков, розданных людям. Но это выяснилось уже в процессе приватизации.

«Действительно, разница была ощутимой. Методика оценки госимущества базировалась на балансовой стоимости на 1 января 1992 года. А это была плановая цена предприятий в плановой системе, не рыночная», — рассказал Орлов.

Но определить рыночную стоимость тогда было невозможно. Она оценивается через фондовый рынок. Предприятия нужно было акционировать, выводить на фондовые биржи, а тогда существовали только товарно-сырьевые. И через некоторое время торговли акциями на бирже оценивать рыночную стоимость.

Кому изменения пошли на пользу?

В начале народной приватизации ее идеолог Анатолий Чубайс обещал по две «Волги» на ваучер. Но многие меняли чеки на продукты, водку и видеомагнитофоны. И для основной массы россиян ничего не изменилось. Лишь небольшое количество граждан правильно оценили важность происходящего. Такие люди активно скупали ваучеры. А впоследствии меняли на акции.

Но и здесь повезло не всем. В выигрыше остались те россияне, кто вкладывался в нефтяные, газодобывающие и золотопромышленные компании, работавшие на экспорт. Предприятиям этой отрасли приватизация была на руку.

С формированием новой рыночной среды и экономической системы, пояснил профессор Орлов, они выходили на внешний рынок, мировые биржевые площадки. Именно тогда в стране зародился новый в то время класс олигархов.

Промышленным предприятиям, работавшим на внутренний рынок, пришлось несладко. Спрос практически на всю на продукцию резко упал — сказывалось отсутствие денег у населения.

Заводы и фабрики банкротились из-за неумелого управления неопытных в обращении с такими активами собственников и потери кооперационных связей с бывшими союзными республиками.

Соответственно, люди, которые приобрели их акции, никаких материальных благ не получили.

Нематериальные итоги

Но оценивать приватизацию с точки зрения одного лишь получения материальных благ нельзя. Она, подчеркнул Орлов, стала шагом к формированию правильного экономического менталитета, представления о свободном и конкурентном рынке у населения.

Элементарно больше никому не придет в голову менять ценные бумаги на смартфон. Она заложила основу для создания современной сферы торговли, услуг, агропромышленного комплекса, строительной отрасли, которые активно развиваются с конца 1990-х годов.

«Мы не через одну приватизацию, а через нее и свободное ценообразование мы начали формировать рыночную среду для внутреннего спроса. Это малый и средний бизнес. Начиналось все со с трудом подготовленного населения, а сейчас на этом рынке уже их дети работают», — подчеркнул он.

Некоторые критики утверждают, что продвижение привело к современной сырьевой модели экономики. По мнению Орлова, запасы полезных ископаемых огромны. Поэтому с приватизацией или без их все равно бы экспортировали и использовали бы при любой экономической модели.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/privatizatsii-28/

Как проходила приватизация в России

Приватизации в россии

Приватизацией считается передача государственного имущества в частные руки. Положили начало приватизации Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс в начале 1990-х годов. Данное мероприятие закончилось переходом в частную собственность большого количества госимущества, зачастую при помощи мошеннических методов.

Разгосударствление и приватизация собственности

Желание сделать экономику России рыночной привело к демонополизации имущества.

Разгосударствление – уменьшение доли госимущества в общем объеме. Ранее функционировала командно-административное ведение хозяйственной деятельности. Оно предполагало высокую долю (до 95%) производственного и ресурсообразующего госимущества.

Приватизация – переход государственной собственности в частную. Она ставила перед собой основные задачи:

  • уравнять между собой все формы собственности;
  • устранить монополию производства;
  • уравнивание достатка всех жителей страны;
  • выделение собственников как отдельного класса;
  • развитие фондового рынка.

Помимо целей в документах указаны и способы их достижения:

  • продажа ликвидированных и неликвидированных предприятий посредством конкурса;
  • продажа на аукционе;
  • выделение и продажа акций;
  • выкуп сданной в аренду собственности.

Этапы приватизации в России

Демонополизация носила поэтапный характер. Зародился начальный этап мероприятия в 1992 году, закончился в 1994 году. Он характеризовался следующими особенностями:

  • очень быстрым скачком в проведении демонополизации (уже 75% различных компаний перешли в индивидуальное управление в 1994 году);
  • системой внедрения в обществе приватизационных чеков.

Привело это к тому, что половина госимущества была отдана частным лицам безвозмездно. Первый этап демонополизации не принес государственной казне практически никаких доходов.

1995 год ознаменовался началом второго этапа, продолжающегося до сегодняшнего дня. В механизм демонополизации нормативными актами внеслись существенные изменения.

Основное отличие от первого этапа состояло в том, что теперь нельзя безвозмездно передавать государственное имущество Российской Федерации индивидуальным лицам, можно только продать его по рыночным тарифам.

Цель, которую предусматривала программа приватизации 11 июня 1992 года, – стремление к повышению работоспособности организаций, путем сосредоточения внимания на социальном секторе.

По законодательству предприятия любого размера осуществляли переход в другую форму собственности разными способами. Работники могли купить свои небольшие предприятия.

Либо такие малые компании подвергались разгосударствлению на торгах. Для смены формы собственности большим предприятиям нужно было пройти процедуру акционирования до начала мероприятия.

Средние предприятия выбирали сами механизм смены формы собственности.

Программа демонополизации расставляла приоритеты, соблюдаемые всеми государственными и муниципальными органами власти. Она запрещала им вводить собственные границы. Государственные органы могли запретить разгосударствление переводом компаний в акционерные общества открытого типа со 100-процентной принадлежностью акций государству либо сделав его зависимым от денег государства.

Для проведения данного мероприятия создавалась рабочая комиссия для решения данного вопроса приватизируемых компаний. В каждой запланированной единице она создавалась своя и управляла ее движимым и недвижимым госимуществом.

Если активы насчитывали не более 1 млн рублей, то оно считалось «малым», и демонополизация проходила через конкурс или аукцион. Посредством аукциона приватизировались арендованная собственность ликвидируемых или действующих предприятий, объекты нежилого фонда и незавершенного строительства жилья.

Вопросы с фирмами, имеющими задолженность, решались президентом. Решения излагались в специальных указах.

Большинство госучреждений обязывали переводить приватизацией в акционерные общества открытого типа (АООТ). При этом выделялись аспекты демонополизации:

  • акции закреплялись за государством, муниципалитетом;
  • тарифы стоимости акции снижались, если речь шла о продаже служащим компаний;
  • обремененные арендой фирмы обязались выкупить движимое и недвижимое имущество в соответствии с ценами договоров;
  • акции обязывались реализовывать строго на ваучерном или денежном аукционе;
  • реализация акций через конкурс (приватизационный и другие).

Неаукционные конкурсы в период до 1995 года не были влиятельными. Ограниченно и жестко использовалась приватизация посредством аукционов.

Хотя можно было предусмотреть, что при ограничении предприятия действовать только через аукционы это помешает организациям участвовать во многих прибыльных сделках и приносить пользу государству.

Аукционный метод существенно ограничивал возможность переговоров и с иностранными партнерами, не способствуя повышению инвестиционной привлекательности ни компаний, ни страны.

Результат разгосударствления теми методами и положениями, которые были предложены, показал, что государство должно участвовать в регулировании всех моментов, которые регулируют отношения с госимуществом. Нужно находить компромисс интересов между обществом и страной.

Нормативная база

Источник: https://privatizacia.info/v-rossii/

Приватизация в России: необходимость, методы и итоги

Приватизации в россии

В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность.

Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность.

Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

Снижение темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного производства потребовали изменения хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике.

Последнее невозможно без демонтажа тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой системы отношений собственности.

Очевидно, что негосударственные формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности из государственной собственности в частную.

Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации.

Основные цели приватизации в России:

• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

• создание конкурентной среды;

• содействие демонополизации экономики;

• финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

• повышение эффективности деятельности предприятий;

• привлечение иностранных инвестиций;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной собственности в России.

1. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.

) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.

* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

* Здесь и далее, если нет специальной оговорки, данные приводятся в неденоминированных рублях.

Рыночная цена ваучеров фактически оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

За это время было приватизировано свыше 70% всех малых предприятий. Из 20 тыс. средних и крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г.

начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.

3. Денежная приватизация предполагает продажу государственной собственности: по конкурсу или аукциону;

– продажу акций предприятия (после их преобразования в акционерные общества);

– полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам.

При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться.

Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

– акционирование 22,5

– продажа на аукционах 3,9

– коммерческий и инвестиционный конкурс 9,6

– выкуп арендованного имущества 32,0

– продажа недвижимости и земли 24,4

– прочие 7,6

Доля занятых в частном секторе и на предприятиях смешанной формы собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

Однако за этими внешне благополучными цифрами скрывается масса проблем, которые проявились в ходе приватизации:

1. Формально в России насчитывается более 60 млн. акционеров. Однако мелкие акционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники, так как никто из них не может практически принимать управленческих решений, которые бы свидетельствовали о праве распоряжаться имуществом.

2. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий.

Если сегодня и наметились некоторые пока очень незначительные положительные сдвиги в динамике основных экономических процессов, очевидной связи между изменением формы собственности и этими сдвигами нет.

В условиях глубочайшего экономического спада формальное преобразование форм собственности не способно за короткие сроки существенно повлиять на повышение эффективности производства.

3. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путем освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и с увеличением доходов бюджета за счет поступления средств от приватизации, будет содействовать финансовой стабилизации.

Фактически этого не произошло; государство нередко по-прежнему несет бремя поддержки приватизированных предприятий, а доходы от приватизации ничтожны (в доходной части Федерального бюджета 1997 г.

они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

4. Приватизация в сфере торговли и услуг способствовала созданию конкурентной среды. Что касается других отраслей экономики, то там нередко на основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции.

5.

Иностранные инвестиции в российскую экономику весьма незначительны, они не соответствуют ни масштабам потребностей российской экономики, ни масштабам приватизации. При этом отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками, во многом не совпадают с приоритетами структурной перестройки России.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительные результаты приватизации требуют перенесения центра внимания с раздачи и перераспределения собственности на создание условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

Приватизация характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в странахрыночной экономики.

Однако существуют принципиальные различия в масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и нерыночной экономики.

В 80-х годах XX века произошло серьезное переосмысливание экономических функций государства. Его результатом явилось провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в экономику.

Государственное регулирование во многих случаях оказалось менее эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения многих тяжких проблем и потребовало существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы приватизации были приняты в 80 странах мира.

При всем различии конкретных программ все они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений собственности к потребностям нового типа экономического роста.

Приватизация направлена на усиление рынка и сужение государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных расходов, поддержку участия частных фирм в финансировании крупных государственных программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование экономики.

Масштабы приватизации зависят от того, насколько широко использовался в стране метод национализации частного сектора в предшествующий период.

В странах, где национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо.

В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры приобрела и приватизация.

В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

Во Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив за это время 7 трлн. лир и уступив частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или частично проданы пакеты акций государства более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

• продажа государственных предприятий частным предпринимателям;

• допуск частного капитала в государственный сектор;

• продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

• продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

• выпуск и продажа акций государственных предприятий;

• продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

• бесплатная передача предприятия его работникам либо потребителям;

• закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым поощрение конкуренции частных предприятий.

Выводы

1. Собственность, определяя характер существующей экономической системы, оказывает влияние на все стороны жизни общества. Для экономиста собственность – это экономические отношения между людьми по поводу присвоения экономических благ, т.е.

возможности использовать в производстве и потреблении экономические блага исключительно данным субъектом экономических отношений.

Собственность на факторы производства реализуется (приносит доход) в процессе хозяйственной деятельности, хотя она может осуществляться и не собственником непосредственно.

2. В понимании юристов собственность – это правовые, имущественные отношения, отношения субъекта собственности к объекту собственности. Собственность в юридическом смысле слова включает в себя такие понятия как владение, пользование и распоряжение. Экономическое и юридическое понимание собственности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3. В зависимости об субъекта собственности различают два типа собственности – частную и общественную. Частная собственность предполагает «пучок прав» собственности. Основные формы частной собственности: индивидуальная (единоличная и семейная) и групповая (акционерная, кооперативная и коллективная).

В современных рыночных экономиках преобладает акционерная форма собственности, которая позволяет объединять средства для организации крупного производства. Общественная собственность в России представлена федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации и муниципальной собственностью.

4. Приватизация – это трансформация государственной собственности в частную.

Проведение приватизации в России обусловлено необходимостью перехода от доказавшей свою несостоятельность плановой экономики к смешанной, предполагающей наличие разнообразных и равноправных форм собственности.

Основные цели, которые должны были быть достигнуты в ходе приватизации – это формирование слоя частных собственников-предпринимателей; создание конкурентной среды; демонополизация экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; привлечение иностранных инвестиций и др.

5.
На первом этапе приватизации переход государственной собственности в частную происходил бесплатно, второй этап предполагает денежную приватизацию, осуществляемую путем продажи государственного имущества на аукционе, по конкурсу, продажи контрольного пакета акций акционерных обществ в частную собственность, выкупа ранее арендованного имущества. В ходе приватизации формально значительная часть государственной собственности была преобразована в частную. Однако юридическая смена собственника пока не привела к решению тех экономических задач, которые ставились перед приватизацией.

Источник: https://studopedia.ru/7_110451_privatizatsiya-v-rossii-neobhodimost-metodi-i-itogi.html

Краткая история приватизации в России

Приватизации в россии
Анатолий Чубайс и Егор Гайдар – идеологи приватизации в России 1992-1994 гг.

К концу 80х советская модель административно-плановой экономики неумолимо подошла к своему логическому концу – тотальному дефициту всех видов товаров.

Такой исход не является чьим-то злым умыслом, история показала, что все коммунистические эксперименты заканчивают свою жизнь похожим образом, кто-то раньше, как Венгрия и Китай, кто-то позже, как СССР и Польша.

Идея коллективной, всенародной собственности по своей сути была утопичной и противоречила одному из базовых инстинктов человека – чувству собственности. Всегда, во все времена и во всех обществах человек был склонен к накопительству, человек хотел иметь свое, а не общее.

“Все растаскивают” © Н.Хрущев, 1956 г.

На практике это приводило к тому, что на формально государственных предприятиях собственником фактически был директор и его приближенные. В 60х-70х гг. стало очевидным, что спускаемый сверху план имеет мало общего с жизнью. Каждый производитель заинтересован завысить ресурсную часть и занизить требуемую отгрузку.

При отступлении традиционно советских жестких методов принуждения страх населения перед карающей рукой государства снижался, что сказывалось на трудовой дисциплине. Тащили действительно все и все. Руководство постепенно принимало меры по стимулированию хозрасчета и внедрению кооперации.

После принятия законов “О предприятиях в СССР” и “О собственности в СССР” вовсю разбушевалась хищническая приватизация, по сути – разграбление предприятий их собственными директорами.

Директора предприятий, руководители министерств и ведомств действовали в полном соответствии с экономической логикой: делали свой маленький (а кто и не очень) бизнес. Правда, они не могли извлекать личную выгоду законным путем. Хотя они и контролировали предприятия, но не были их владельцами и потому не могли получать прибыль открыто, законно. Поэтому заключались контракты на продажу продукции по заниженным ценам, помещения и производственное оборудование сдавалось в аренду подставным фирмам, выдавались кредиты, которые потом не возвращались, и т.д. — все это, конечно, с учетом личной заинтересованности директора. И пока “ученые мужи” дискутировали о том, поймет ли русский народ, что такое прибыль и дивиденды, самые шустрые представители этого народа уже энергично преумножали свои доходы, пуская на ветер формально остававшуюся государственной собственность.
© М.Бойко

Единственными способом хоть как-то остановить эту вакханалию было скорейшее направление приватизации госсобственности в законное русло на принципах равного доступа к собственности всех членов общества. Это и было сделано командой А.Б.Чубайса, несомненно, на тот момент одного из немногих действительно подготовленных людей к такой важной работе.

В условиях “деревянной” национальной валюты можно было сколько угодно приказывать производителям увеличить производство жизненно важных продуктов, работать сверхурочно и т.д. Надо понимать реалии 1991 года.

В стране партия и власть мало что могли в принципе контролировать, советская система пришла к недееспособности и бессилию. Никакие приказы не выполнялись. Каждый занимался собственным выживанием.

Единственным вариантом не допустить голода, снизить социальную напряженность и предотвратить гражданскую войну было разрешить свободную торговлю, узаконить частную собственность, передать предприятия в частные руки.

Только экономический интерес, чувство собственника могли в то время мотивировать руководителей предприятий на выпуск продукции, простых людей на занятие торговлей. В результате длительного дефицита денег у населения на руках скопилось немало, спрос на любую продукцию был огромным.

Было много споров и дискуссий по поводу вариантов проведения приватизации. Предлагали использовать китайский опыт, польский, чешский…Во многом все разговоры были пустым трепом, потому что к середине 1991 года в стране замаячила угроза голода и какой-нибудь затяжной китайский вариант с жестким контролем государства был просто за пределами экономических реальностей.

По итогу всех дискуссий был сформирован российский вариант приватизации. Всем гражданам, включая детей, за плату в 25 рублей предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью в 10 000 рублей.

Каждый гражданин имел право продать свой чек без ограничений; участвовать в чековых аукционах, где чеки обменивались на акции приватизированных предприятий; вложить его в чековые инвестиционные фонды.

Рабочие приватизируемых предприятий, кроме того, могли использовать чек для покупки акций своего предприятия в ходе закрытой подписки.

Основной этап приватизации пришелся на 1992-1994 гг. Это было действительно эпохальное событие в новейшей истории России. В короткий срок ушли с молотка более 25 тыс. крупных и мелких предприятий.

В стране сформировался целый новый класс собственников. После 70 лет экспериментов с демагогической концепцией “народной собственности” все вернулось на круги своя – к частной собственности.

В это время удалось привлечь первых иностранных инвесторов – Coca-Cola и Procter&Gamble.

Конечно, не все прошло гладко. В памяти россиян приватизация остается самой чудовищной несправедливостью 90х гг, а Анатолий Чубайс – главным антигероем страны. Были и обанкротившиеся инвестиционные фонды, и скупка ваучеров за гроши, и недопуск граждан к аукционам.

Были конфликты новых собственников с директорами предприятий, был откровенный мухлеж с ваучерами. Для людей, понимающих масштаб происходящего в те годы, очевидно, что такие тектонические сдвиги в народном хозяйстве просто не могут пройти без значительных перекосов.

Приватизация ни в одной стране не проходила без эксцессов, нет ни одного случая, чтобы в таком деле обошлось без массового недовольства. Приватизацию нужно по возможности избегать. И Россия бы избежала такой участи, если бы В.

Ленин не провел в свое время гораздо более чудовищную и несправедливую операцию – национализацию частной собственности в 1918 году.

В статье использованы цитаты из книги А.Чубайса “Приватизация по-российски”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c321bee03ed1900aa155eb6/kratkaia-istoriia-privatizacii-v-rossii-5ce5963104e7d900b36c50c0

�� ���� ������������ � ������ (�������� �����) / �����.��

Приватизации в россии

� ������� �������������� � ����� ������� ���������. ��������� ��� ������� �� ���� “������������ � ������”. ����� ������������ ��������� �� �� ���������. �����, ���������� � ���������� ���������. 1. ������������ � ������ – ��� ������� �������� ���������������� ��������� � ������� �������������. ������������ � ������, 1990� �����. ����� ������������ ������.

����� ������������ ���� ������������ �������� ���������� ������� ���, �������������; �������� ������������� ������������� ������������ �����������, ��������� ������� ���������������� �������.� 1992 ���� ���� ������� �������. �������� ����� ��������� ������ �� �����, ��� � ���� ������, � ���������� ��� ������� ����� ��������� �����. ������� ����� ��� � ���� ������.

� �������, ��� ���� ������ ���� ������ � ����������� “�������”. � ���� �������� ���� ������ �� ���� �����. � ������, ��� ������������ ���� ���������, ��� ��� ���� ���������� ����������,��������� ���������� ��� ������, � ����� � ����������� ����� ������ �������������. 2. ��������� ������������. ��� ���? � ������. ��� ��� ��������� ��������������� �������������.

����������� ���� ������������ ��� ��-�������, ��-������, �� �� ������ ��� ������ ���� ������ ��������, � ��� ��������� �� ����� ����? �� ����� ���� ����������� ���� �������. � ������ ��������� ������. � ��� �� ������ ����, ������� �������, ������� ��������� � ���� � ���� �� ������������, �������, ����� ������� ������, ������� �� �� ������� �������. ��� �������� �� � ���. ��� �������.

������� ������� ������ ����������, ���������� ��, ������ � ��� ������� � ������� ����� “����� ���� ������”. � ���� �������� “��������” �����.� ��� �����������. �� ����� ������, ������. ��� � ����� ������ ���� ����� ������������ ��������� � ���� �����. ������� ������ ������ � ��� ��� �����, ������� ���������, ������ ������ �������� ���� ������” ������� �� �������. ������ � �������…

� ��� ����������� �� �������? �� ������� ������ “��������”. ���������, ������� ������������ ����� ����������� ���������� “��������” ����� � �������.�� ���������� ���������� �������� ���, �� � ����� ������� ����������� �������� ������� ���, ����� �� ���� ������� �� ������� � ������, � ��� ������ �� ����� ����? �� ����� ���� �������� ����� (������� �������) � ������ �������.

��� ��� ������ ���� ������ �������� �� ����� ����� ����, ������� �� ����������� ���� �����������. �� ����� ������ ������������ ���� ��� ����� ������� � ����. ����� ��� ������� ���� ����� �������. 3.��������� �� ������� ���������� � ������ � ������, ��� ������������ � ������, ��� ���������� ��������� ������������ – ��� ������ ���� ���������.

������� ����������, ������������� ������������ ���, �� ���� ���������������. ��������� ������. ������ ���������� � ������ ����� ������. ��� ������ ������ ��������� ������ � ������ �����������. ���� �������� ������� ��� ���������. ������������ ������ ����� ���� �� 31 ������� 1993 ����.

�� ��� ��� ����������� �������� ����� ��������� �� ���� � ��������� ��������������� ���, ��� ��� ���� ������� �� ��������� �� ���� ������� ����������� ���� ��������. � ����� � �������� �������� �� ������� ���� �������� � ��� ������ ��� ���� ��������� �������� � �������� ���� �� �� ����� ������� � ������� ����� ���� �� �������� ������������ �����.

������� ������ ������ � ��������� – “���� ��������”.�� ������ ��� �� �����. ������ ����� ������, ������� ����� ��������� �� �������� ��������. ������, ��������� ��� ���� ������ �� ��� ���������. ��������, ������ ��������� ������� � ������ ��������������� ����������� ������ ��� “�������” �� ����� � ������ “������”. ������� � �������� ��� �� ����� ������.

������ �� ��� ������ �� �� ��������� � ���, ��� �� ����������.��� ��� ��� ����������� � �� ������� ���� ���������������� ��� �� “������” ���� ������� ����������� �����. ����������� �� ������� �������� “������������”… ������������ ���� � �����, ��� ��� � �� ���� � ������� ���� ������ ������� (����� ����� ������ �� ����) ������ ������� � ��� �����������.

��� � ����� ��� ��������� ������ ���������� ���� ���������� ������ � ���� ��� ��������� ���������� ������� ����� “��������” �� �� ������� � ������� ����������� ���� ������ �� �������, ���  ��������� ��� ����� ���������� ��� � ��� ������������ �� ��� ���, ���� ��������. ��� � ������ ����������� �����, ��������� �������. ������� ������ � ��������� � ���������� “�����������” �������.

����� ��������� �������� ���������� ��������, ���� ���������� – ���� ����������� �� ������� ������ ��������, ����� �� ��� ��� �� ��������, ������ ����� ����������. �� ��� ������, ��� ��� ���� �� ����� ������ ����� � “������ ����”.���� – ���������� ��������, ��������� �� � �������, ������� � ��� ��� �������� ��������������� ��������� �� �������� ���������. ���� ������� �� ������� ��.

��� �� ��������� �������.����� �� ����� ������� ��������, ���������� ������� ����� ��� ���-��������. ����� ��������� � ������� �������� ������ ������������ �������. �� ��� ������� �� ������ �������, �� � ������ ������ ������, � ����� ����� ���� ������ ������������� � ����������� ��� ������� ������� – �� 300% �������.

������ �� ������������������ � ������ � ������, ��� ������������ � ������ – ���������. ������� �������� ���� ������ � ����������� �� ������� ����� ������������ � �� ��� ��� ����� �������� ������. � ������� ����� ��� �������.

��� �������� ������� �� “������” ���������� �� ��������������� ��� ������������� ������������ �� ������������, �� ��� �� ������������, �������� ��������� ����������� ����, �������� ������� � �������� ������� �������. 4. ��� ������ �� ���� ������������ ���������� � ������������� ���������� �����. � ������. ��� ������������ �� ����� ������� �������.

��� ��� ��������������� ��������� ���������� � ������� �������������.����� ����� �������� ����� ���������� ������� ������� ����. ����, ��� ������, ��������� �������� � ���������. �� ����� ������� �������, � �� ������ ������.��������� ����� ���� �������� �� ���� ������� ������ � ��������� � ���. ��������� � ��� ������ ��������� ��������.

��� ������������ �� ����������� ��� ���, ��� “������������ ���� ��������� � ����� �� ��������� ������� ����������� � ������”. � � ����� ��, ����� ��� ���� � ������, ��� ��� ������� ����������� � �� �������������.��� ���� ������� ��� ��������� ������������. ������� ����� ��������� �� �����, ��� ������ � ��������. ��� ������, ��� ��� ������ ����������� �������.

������� ��� ���������� �� �� ��������� ����� ��� �����-������ �����, ��� ��� ������ �� ��� ������ ���� ������, � ������ ���������� �� �� �����. ��� � �������� ����� ����� �� �����, � ���������� �� ����������� ���������� �����. 5. ������� ������������ � ������ ����� ���� ������ �� ������� ������� ���� � ���� ������ �������� ���������� �� ���������� �������.� ������.

��� ������������ � ������ ������ �� ������ ���. ��� �� �������� ������.��� �� ����� ������������?������������ – ��� ������� �������������� ��������������� ��� ������������� ������������� �� ����� ��� ������������ � ������� �������������.

������� ����� ������������ �������� ����������� ������� ��� ����������� ���������������� ������� �������� �������, �������, � ������, ����������� �� �������.������������ �������� � ���� ���� ��������� ������������, ������� ���� ������� 15 ���� 1992 ����.������ – ���������� �������������, ���������� � �������� ������������ ��� ������������ ����� ��������������� �����������.

�������� ����� “������” ��� ������� ����� ������ �� ���� ��������, ��� ��� ��� ����������� � ���������������� �����. ��� �������, ������������� �������� ������������ ��������:- ������������ ���� �������������- �������� ����� �������� �������������, ���������, ������, �������� � ������� � ������.

������������� �������:- �������� �������� � ��������� ������� � ����, ��� ������� ����� ������� �������� �� � ���- ��� ������������ ��������� ���������� ���� ���������� ������, ������� ��������� �����.- ��������� ������ ���������� �� ������� � ������. ��������� ������ “���������”.

�� ����� ������, ���� ������������ � ������ �������� �������������� � � ������� ������� ���� ���������� ���������.������������ �� ������ ��� �����, ������� ��������� ����� ����� �� ��������., � ����� �� ��������� ������� �������. 6. ��� �� �����, ������������ ������������ � 90-� �����. � ��� ����� ��������� �������� �����������, ���������� ��������.

��������� ��������, ��������� ���������� ��������� ������. � ������������� �� �� �������� “��������������”. ��������� ���������� � ������� ��������� � 1992 ���� �������� ������ ��������� ��������� ������������. ��� �������� ������ �������� �������. ��� �������� �������. ��� �������� �������� ��� �������. ��� �������� ������� �� �����. �� ������ 4 �����. ����������� ����������…

��� �������� �������� � 1993 �. � ������… �� � ������������ ��� ������� ���������� �� ��������, ����� �� ��� ��� � ��� �� �����. ��� ���� �������� ����� �����.� 90-� ����� ������� ������ �� �����. ������ �����, ��� � �� ������� ����� �� ������. ����� �������, ��� �� ������ ����� ������ ��� ������ “�����”. ������ ���� ���������� ����� � �����������, ��� � ��� ��������.

� ������, ��� ��������� ��������� ������������ ��� ����������� ������� ���� �������������.  7. � ������, ��� � �������� ������������ � ������ ���� ���� ����� � ������. ��� �������� ������������ ���������� ��� ����� ������������� , �������������� ����� ������� �������� (������ ��� ���������) ��������������� (�������������) ������������� � ������� ����.

��� ���������� ������������ ��������������� ���������. ��������, ���� �� 14 ������� 1992 ���� �914 “� �������� � �������� ������� ���������������� ����� � ���������� ���������” ������������ ������ “�� ������� ���������������� ������ � ������� � ����� �� 3 ���� 1991 ����.

������ �����������������, ��� ���������������� ��� �������� ���������� �� ������������, �� � ���� ����� ����� � ������������ ���������, ��� ��� ������������ ��������������� � ������������� ����������� ������ �������������� ������� ���������������� ������.

������ ���� ��������������� ������� ����������, ����������� ������� � ������� ���� � � �� ������� �������� ����������� ������ ����� ��������������� �����������.����������� ��� ������������ ����������� � ������� ���� ����������� ��������  � ��������� ��������, ��� � ������� � ��������� ������������ � ������. ���������� ����������� ���� ������ �� ��������.

��������� ����������� � ����������� ��������� � ��������� � ���� ����� �������� ������� ������� �����������, ��� �������� � �������� � ����� �����������.��� �������� ��������, ������ � ��� � ������ ������� ���������� � �����������, � ��� ������, ��� ������ ��� ����������� �� ���������������, � �������, ��������, �����… – ����������������, ������ ��� ���������������.

��������� �� ������ � ������� ����������� � ����������� ����� ������, ��� ��� ���������� ����� ��������� ������� �� ������������ �����������, ��� �������� ������� � ����������. ��������, �� ��� ����������� ��������� ���������� ����������, � ����� �� ���������� ���������� �����.

��������� ������������ ���� ������ �� �������� ����������� � ������������ �������������, � ����� �� ������� �� ��������� ��������� ����������. ������ ��-�� ������������ � ������ �������� ����������� ������� �������� ���� ��������� � ������ �������� ����� ����.�� ����� ������ �������� ������������ – ��� ������, �� ���� � ���� ������. ��������.

���� �������� ���������������� � ������������ ����. ����������� �������� ���������� ������������ ������, ����� ��� � ������������ �������.��������������� �������� ������������ � ������ � ������ � ������, ��� ������������ ���� ��������� �� ������, ����� ��� ������� � ��������, ����� �������� ��������. 8. ��� ��������� � ������������. ��� ������������ ���� ������� ������-���� �������, �����-���� ��������, ������� ������������ ����� ���� ����� ������.� ������ 90-� �����, ����� ������� ���� ����� ��������� ������ ������������ ��� ������ � ������������.���� ����� ��� ����� ��� � ����������� ���� �������, ������������� � ���������� ���� � ������������ ������ ������������. �� ������ ���������� ��. ������� ��� ����������. �������, ��� ��������� ����� ������ �������� ����� ������ ��� ����������� ������ � ������� ������ �����������.������ ���� �������� �� �������, ��� ������� ������������ ����� ���� �������� ��� ����� ������, � ���������� � ����� ����� ������������.������ �� ��������������, � �����, ��� � ����� ������������ ������ ����� �� �������� � �� ��� � ��� ���� ���� ��������� – ��������, �� ���� ������� ������ ���������� � ����������, ������ �� �������� � �� ����� �������� ��������� � �������������. �����, � ��� �������������� �������� �������.�����������, ���� ������ �������� ������������� �� �����-���� �������� ���������� � ������������ ������������.� �����, ��� �� �������� ��� ����, ��� ���� ����� ��������, ������� ����� ������� ��������� � ��������������, � ����� � ���� �������� ��������� � ����������� �����������.������� � ������� ����� �������� ������������ ����� ������� ������� ��������� � ������ �� ����.

����� ������������ �� ������������.

� ��� ����� ��������������, ���� � �������� ��� ��������� ��� ������, � ������������ ������� � ��������� ��������…� �� �������� ��������� ���� ������, ����� ������ ����� ��������� � ����� ��� �������� ��� ������ – � ��� �������� � � ��� �� ��������.� ������ ���� ������� – ����� �� ���� ������ ������������ ������� � ����� �� ����� ��������� �����, ����� �� ������ ���������� ����� �����, � ���������� � �������� ����� �� �������������� ��������� �������� ������� � ������������ �� ����� ������������� � ��������� ��������.

������� ��������� ���������   17.11.2013 21:30   •  ������� � ���������

Источник: https://proza.ru/2013/11/17/1455

История приватизации в России. Справка

Приватизации в россии

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110530/381713462.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.