Приватизацией является

Сущность приватизации

Приватизацией является

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация.

Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества.

Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги.

Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник.

Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность).

Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е.

переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера.

Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации.

Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной».

Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий.

Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения.

Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Источник: https://studopedia.ru/14_85328_sushchnost-privatizatsii.html

Предпринимательское право России

Приватизацией является

Легальное определение понятия «приватизация» дано в ст. 1 Закона о приватизации.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Такое определение носит односторонний (в основном юридический) характер и не раскрывает ее существенных признаков.

Приватизацию можно рассматривать в разных аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве особого вида управленческой деятельности она представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную.

Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах.

Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации. Более подробно эти элементы будут рассмотрены ниже.

Экономический аспект приватизации связан с категорией «собственность». С точки зрения экономической теории собственность — это отношения между людьми по поводу вещи.

Понять экономическое содержание собственности можно только через анализ всей совокупности производственных отношений данного общества. Она (совокупность) включает в себя отношения производства, обмена, распределения, потребления.

Приватизация является способом (средством) распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ.

Правовой аспект приватизации находит отражение в следующих моментах.

Во-первых, право регулирует организацию и проведение работ по приватизации. В правовых актах определяются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

Во-вторых, Гражданский кодекс (ст. 217) рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности. Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи.

Иначе говоря, приватизация есть производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — основание (юридический факт) возникновения, изменения и прекращения гражданских прав (ст.

8 ГК).

На наш взгляд, термины «способ» и «основания» — не синонимы. Так, к производным способам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основаниями передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и случаи правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества.

Причем договор купли-продажи — не единственный юридический факт в процессе приватизации. Решение об условиях приватизации, принимаемое уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов. За решением следует заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации.

Далее договор между продавцом и покупателем подлежит обязательной регистрации.

Общее правило о моменте возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ст. 223 ГК. В частности, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу п. 4 ст. 32 Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основания государственной регистрации такого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Приватизационный процесс — сложное и многогранное явление. В рамках данного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия путем его преобразования (ст. 58 ГК), т. е. смены организационно-правовой формы.

В связи с этим не убедительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц возможно в рамках одной формы собственности. Названная статья Гражданского кодекса не дает основания для такого утверждения.

Напротив, при приватизации предприятия замена организационно-правовой формы происходит одновременно с изменением формы собственности.

Реорганизация предприятия (юридического лица) — самостоятельная стадия процесса приватизации, а потому она (реорганизация) осуществляется по собственным правилам.

Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником его имущественных и неимущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями заключенного договора и законодательством.

Однако в договоре купли-продажи между продавцом и покупателем могут быть предусмотрены специальные условия, делающие правопреемство не полным, а частичным.

Приватизацию в узком (строгом) смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализации. Разгосударствление можно коротко охарактеризовать как ослабление монополии государства в сфере управления экономикой путем преобразования государственных предприятий в иные организационно-правовые формы.

В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную.

В свою очередь, коммерциализация представляет собой реорганизацию государственных и муниципальных предприятий путем выделения из их состава структурных единиц с предоставлением им права юридического лица без изменения форм собственности.

В экономической литературе было высказано мнение о широкой трактовке понятия «приватизация». Так, российский ученый А.

Радыгин считает, что определение приватизации в широком смысле включает не только приватизацию в собственном смысле, но и процесс модификации управления государственным предприятием без отчуждения имущественных прав на основе подряда, аренды и других договоров. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие «разгосударствление», на что обращалось внимание ранее.

Широкая трактовка приватизации характерна и для ученых запада. Например, проф. Э. Савас под приватизацией понимает осуществление разнообразных мероприятий по изменению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора в предпринимательской деятельности. Названный ученый включает в понятие «приватизация» мероприятия по усилению ориентации общества на частые интересы.

Итак, приватизация — это совокупность мероприятий.

Американские ученые X. Фейгенбаум и Д. Хениг рассматривают тактическую приватизацию как средство, направленное на достижение политических целей конкретных партий, политиков или заинтересованных групп.

Последние стремятся к изменению баланса власти путем привлечения своих союзников и вознаграждения тех, кто их поддерживает. Например, программа продажи собственности, выдвинутая правительством Ширака, которое находилось у власти во Франции в 1986—1988 гг.

, была направлена в основном на то, чтобы обеспечить победу на выборах.

Подобную стратегию применило правительство М. Тэтчер в преддверии выборов. Российский истеблишмент также использует «козырную карту» приватизации в политических целях.

С юридической точки зрения приватизация должна иметь строго очерченные законом границы (понятие приватизации в узком смысле слова, основные ее цели, круг регулируемых отношений и т. д.).

Что касается широкой трактовки приватизации, то она лишь отражает многогранность рассматриваемой категории. Так, приватизация может иметь политический, коммерческий, психологический и другие аспекты.

В противном случае (когда термин «приватизация» обладает разным значением) весьма сложно очертить круг общественных отношений, которые подпадают под действие Закона о приватизации.

Приватизация преследует несколько основных целей, которые указываются в государственной программе приватизации. В настоящее время действует Государственная программа приватизации, утвержденная Указом Президента РФ 1993 г. № 2284 (в ред. от 16 августа 2004 г. № 1084).

К числу таких целей относятся:

  1. повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
  2. формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
  3. вовлечение в процесс приватизации населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 г. и за деньги после 1 июля 1994 г.;
  4. завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
  5. привлечение в производство инвестиций, включая иностранные;
  6. содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

В процессе приватизации некоторые цели меняются с учетом политической, экономической ситуации в стране, других факторов.

Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная ее цель — перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).

Итак, приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения (перераспределения) материальных и нематериальных благ в форме возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred56.htm

Какие объекты подлежат приватизации

Приватизацией является

17.07.2018

Приватизация объектов недвижимости – возмездное отчуждение имущества, которое принадлежит РФ, ее субъектам и местным органам власти. Получателями этого имущества выступают граждане и организации. Процесс ает преобразование собственности государства или имущества, которым владеет местный орган, в частную.

Что собой представляют объекты приватизации

Объекты приватизации – имущество государства и муниципалитета, по отношению к которому допускается приватизация согласно закону.

Определены следующие группы объектов:

  • приватизировать которые запрещено;
  • закрепляемые в государственной собственности до момента, пока не будет принято решение о приостановлении его закрепления;
  • приватизировать которые можно согласно решению Правительства РФ;
  • решению Мингосимущества РФ;
  • которые можно приватизировать, если на то есть решение органов местного самоуправления или государственных органов субъектов РФ.

Продавцы, собственники, покупатели имущества, которое принадлежит муниципальным и государственным органам, являются субъектами приватизации.

Продавцом, согласно ст.6 Закона, является специализированное учреждение и назначенные представители от имени Правительства Российской Федерации, которые:

  • управляют переданными объектами до момента, пока они не будут проданы;
  • совершают их продажу;
  • ведут учет акций хозяйственных обществ, являющихся собственностью РФ, которые подлежат эт;
  • принимают, перечисляют финансы, поступившие от приватизации федеральных объектов;
  • ведут отчетность об их движении (статистическую и бухгалтерскую).

К покупателям относятся граждане и юридические лица. Исключение – муниципальные и государственные учреждения, МУП, также организации с долей имущества РФ в уставном капитале более 25%.

Виды приватизации

По степени возможности ой процедуры выделяют:

  • объекты, которые можно приватизировать;
  • приватизация которых недопустима;
  • имеющие ограничение на нее;
  • переходящие во владение субъектам этой процедуры с особенностями.

По содержанию:

  • имущественные комплексы, имеющие унитарную форму организации и принадлежащие государству;
  • акции АО, сформировавшиеся в приватизационном процессе;
  • другие виды собственности (здания, земельные наделы, сооружения);
  • объекты незавершенного строительства;
  • земля, принадлежащая государственным предприятиям.

По форме собственности:

  • относящиеся к собственности государства;
  • объекты муниципальной собственности.

По способу проведения:

  • приватизируемые по общим правилам;
  • приватизируемые с некоторыми особенностями.

Возможные объекты приватизации

В законе прописаны объекты, приватизировать которые невозможно. Таковыми считаются:

  • служебное жилье;
  • квартира в военном городке;
  • аварийное, ветхое жилье;
  • общежития;
  • объекты культурного наследия;
  • участки земли (не касается земли, находящейся в режиме постоянного пользования).

Не распространяется эта процедура на леса, воды, охран государством. Также касается это земель общего пользования, которые могут понадобиться для государственных нужд, другие земельные наделы, неотчуждаемые согласно законодательству. Не может быть приватизировано имущество муниципалитета, государства, если на то есть решение суда.

Первоначально законом о приватизации было установлено, что к объектам  относятся государственные учреждения и их структурные подразделения (участки, цеха).

А также:

  • патенты;
  • сооружения;
  • здания;
  • оборудование;
  • доли и паи государства;
  • активы предприятия;
  • другие объединения.

В 1997-2000 гг. в законодательство были внесены изменения, по которому список объектов был обобщен фразой – государственное и муниципальное имущество.

Допустимо приватизировать следующее:

  • жилые помещения (комната в общежитии, квартира, частный дом, кооперативное жилье). Правом этого процесса пользуются граждане и юридические лица;
  • участки земли (дачные и садовые земли, пашни, придомовая территория). Процесс разрешен для юридических лиц;
  • объекты государственного резервного фонда. Здесь субъектами выступают государственные органы и муниципалитеты;
  • природные ресурсы (отдельные виды);
  • хозяйственные постройки и гаражи;
  • культурные и религиозные объекты;
  • унитарные и муниципальные предприятия.

Государственное имущество

Имущество государства может находиться в ведении федеральных органов власти и местных. Различие , относящегося к собственности государства и муниципалитета, имеет немалое значение.

Правом распоряжения им обладает федеральный орган.

Субъектами права являются граждане РФ и государственные органы. Объектами права являются все виды имущества.

Основанием для приобретения прав является:

  • Передача  из федеральной собственности.
  • Разграничение собственности на земельные участки.
  • Положения Гражданского кодекса.
  • Федеральные законы.

Субъекты приватизации свободно могут пользоваться имуществом, если это не нарушает законодательство.

Муниципальное имущество

Если оно передается в ведение муниципалитета, собственником будет местная администрация.

Субъектами права в данном случае будут только граждане определенного муниципального образования, местные органы власти. Объектом права является имущество, принадлежащее муниципалитету, федеральная собственность будет исключением.

Основания для приобретения прав:

  • Федеральные законы, а также локальные акты местных органов власти.
  • Передача имущества, принадлежащего государству, в распоряжение местным властям.
  • Положения Гражданского кодекса.
  • Установление правового режима земли.

Местные власти ограничены в правах распоряжаться имуществом. Ограничения установлены государственными органами.

Способы приватизации

В частное владение муниципальное и государственное имущество может быть передано несколькими путями. Имеет значение его тип и характер процесса.

Можно выделить несколько способов этого процесса:

  • переход имущества собранию акционеров;
  • при условии отсутствия акций оно может перейти в собственность ООО;
  • продажа части акций на торгах;
  • аукцион имущества, принадлежащего государственным и местным органам;
  • биржевые торги;
  • перепродажа акций в случае управления предприятием третьими лицами по доверенности;
  • вклады в АО для стратегического развития.

Особенности

Объектам приватизации присущи некоторые черты:

  • Передача имущества в частное владение может затрагивать интересы людей, работающих на предприятии.

Подобная ситуация требует определенного регулирования. Законом о приватизации, конкретно ст. 14 п.

5, запрещено сокращать работников предприятия до момента, пока не будет утвержден план приватизации и не будет зафиксирована государственная регистрация унитарного предприятия.

Установлены социальные гарантии (ст.17 Закона) относительно работников предприятия, которое продается иному собственнику.

  • Перед началом приватизации объект должен быть включен в прогнозный план.

После этого компетентным органом будут определены условия приватизации объекта.

  • В некоторых случаях приватизация является процедурой возмездной.
  • Работа по направлению продажи государственной собственности.

Иными словами, право продавца принадлежит специалным учреждениям, действующим от имени государства.

  • Отчуждаются объекты недвижимости, входящие в казну федерального управления или местного.

Закрепленное за унитарными предприятиями, работающими в режиме хозяйственного ведения или оперативного управления, имущество не может входить в понятие «казна». Это означает то, что унитарные предприятия свободно могут распоряжаться им, используя для этого свое наименование.

Существуют отдельные случаи, при которых унитарные предприятия обязаны спрашивать мнение собственника.

ГУП, согласно ГК РФ, считается субъектом права. Но также данное юридическое лицо может  и объектом права.

Законодательная база

Чем регулируется приватизация:

  • ФЗ № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001 г. – описаны вопросы, относящиеся  приватизации имущества государства и местных властей, порядка проведения процедуры, стоимости и возможных подводных камней процедуры;

Источник: https://privatizacia.info/obekty/

Понятие приватизации, ее отличительные признаки и обязательные условия

Приватизацией является
⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 51Следующая ⇒

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года . Одобрен Советом Федерации5 декабря 2001 года.

· Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

· Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

· Основные признаки приватизации перечислены в ст. 217 ГК и могут быть сведены к следующим:

· а) приватизируемое имущество должно быть объектом государственной или муниципальной собственности. Поэтому не является приватизацией, например, переход кооперативных квартир в домах ЖСК в собственность граждан или акционирование предприятия, созданного потребительским обществом. К таким случаям применимы общие нормы гражданского права;

· б) покупатель приватизируемого имущества обязательно должен быть субъектом частной собственности. Поэтому переход государственного или муниципального имущества от одного государственного (муниципального) предприятия к другому приватизацией не является;

· в) необходимость соблюдения особой публичной процедуры приватизации, предусмотренной законами о приватизации (процедуры подачи заявки, принятия решения о приватизации, об отказе в приватизации и т.д.). Не соблюдение этих правил может повлечь за собой признание соответствующих сделок недействительными (п. 2 ст.

29 Закона о приватизации). Именно наличие в процедуре приватизации особого публичного элемента заставляет законодателя при решении вопросов приобретения и прекращения права собственности отдавать приоритет законам о приватизации (ст. 217 ГК).

При решении же других вопросов должны применяться общие нормы гражданского права.

· В отдельных законодательных актах содержатся дополнительные признаки приватизации того или иного имущества. Так, в соответствии со ст. 1 Закона о приватизации обязательным признаком приватизации признается ее возмездность.

Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики бесплатной чековой приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” . Напротив, в соответствии со ст.

1 и 11 Закона о приватизации жилищного фонда основным признаком приватизации жилых помещений по-прежнему остается ее безвозмездный характер.

Обязательные условия для приватизации:

  • право на нее имеют все проживающие в квартире квартиросъемщики по договору соцнайма или согласно ордеру и только на ту площадь, на которой зарегистрированы и которая указана в документах или в равных частях, когда жилплощадь квартиры при процедуре делится между жильцами;
  • жильцы должны иметь постоянную прописку;
  • временно проживающие, а также, например, родственники нанимателей, которые не живут в квартире, приватизировать ее не имеют права;
  • по закону допускается приватизировать жилье только один раз за всю жизнь тем, у кого нет ранее приватизированного жилья (исключение составляют случаи, когда судом установлено, что права заявителя при прохождении процедуры были нарушены – тогда можно повторить ее еще раз);
  • от процедуры можно отказаться, но передать свое право приватизировать определенную долю жилья кому-либо нельзя (такой отказ оформляют письменно и заверяют нотариально).

Процедура бесплатная касательно самого жилья, но за оформление документов придется оплатить несколько платежей и госпошлин. Основными законодательными актами, регламентирующими ее, являются ФЗ «О приватизации» от 2001 г. и Решение комитета России по муниципальному хозяйству «Об утверждении примерного положения о бесплатной приватизации жилфонда в Российской Федерации».

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества между ее участниками возникают соответствующие общественные отношения, регулируемые правом. В правовой литературе распространено мнение о существовании особых “приватизационных правоотношений”*(444).

В качестве субъектов указанных отношений выступают, с одной стороны, собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны – лица, являющиеся приобретателями (покупателями) имущества.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (ст.214 ГК РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст.215 ГК РФ). То есть собственником государственного и муниципального имущества, а следовательно, и субъектом приватизационных отношений являются соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Законодательство о приватизации предусматривает определенную классификацию ее объектов, основанием которой является степень возможности приватизации тех или иных объектов.

Исходя из этого основания объекты приватизации всегда подразделялись на: имущество, приватизация которого запрещена; имущество, приватизация которого ограниченна (данное имущество закрепляется в государственной собственности до принятия решения о его приватизации); имущество, приватизируемое в особом порядке (по решениям Правительства РФ, без участия нерезидентов и т.п.

); приватизируемые объекты, в том числе в порядке обязательной приватизации. Закон 2001 г.

предусматривает иную классификацию имущества исходя из возможности его приватизации, содержащую два вида имущества: имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности); имущество, подлежащее приватизации.

При этом имущество, подлежащее приватизации, включает в себя имущество, приватизация которого ограниченна или осуществляется в особом порядке.

Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, для приватизации которых необходимо соответствующее решение Президента РФ: федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Во-вторых, акции РАО “Газпром” и РАО “ЕЭС”, а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия, которые приватизируются на основании федерального закона (ст.7 Закона о приватизации 2001 г.).

⇐ Предыдущая28293031323334353637Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/13xfbde.html

Приватизация и собственность: в чем разница – чем отличается приватизация от права собственности

Приватизацией является

/ Жилищные споры / Приватизация и собственность: в чем разница, чем отличается?

Просмотров 1517

Отличается ли приватизация от оформления в собственность? Этот вопрос волнует людей, которые только собираются перевести квартиру в собственность или уже имеют отдельное жилье. Несмотря на схожесть понятий, приватизация имеет принципиальные отличия от собственности.

Постараемся пояснить, в чем разница между этими понятиями и на что следует обратить особое внимание? Для лучшей наглядности также рассмотрим жизненный пример.

Что такое приватизация?

СравнениеХарактеристика
ОсобенностьТермин «приватизация» основательно вошел в нашу жизнь в 1991 году. Именно с этого момента началось всероссийское переоформление государственного имущества. Правоотношения регламентируются ФЗ № 1541-1 «О приватизации…».

Приватизация – это перевод муниципальной (государственной) собственности в частные руки. Правом на приватизацию обладают наниматели жилых помещений и члены их семей, которые проживают в квартирах по договору социального найма. Если это земельный участок – договор аренды или акт о передаче земли в бессрочное пользование.

На основании указанных документов человек вправе стать собственником недвижимости.

Кто собственник?Собственником жилья и земельных участков изначально является государство. Но по общим правилам имущество передается в распоряжение муниципалитетов. Служебные квартиры и общежития могут находиться в собственности Министерства обороны, предприятий и отдельных фирм. После приватизации собственником жилья или земельных участков становятся обычные граждане, чаще всего – на праве долевой собственности.
Плюсы1. Отсутствие платы за выкуп недвижимости – приватизация считается бесплатной и бессрочной процедурой.2. Возможность вписать и выписать любого человека без согласия муниципалитета.3. Владельца оформленной квартиры почти не могут выселить за долги. Максимум, что грозит неплательщику – разбирательства в суде.4. Собственник приватизированной квартиры имеет право на продажу, аренду, обмен, завещание, дарение, залог и прочие сделки с имуществом.5. В квитанциях об оплате коммунальных платежей нет строчки расходов за пользование муниципальным имуществом (соцнайм).
Минусы1. Обязанность нести расходы за содержание квартиры.2. Оплата ежегодного имущественного налога.3. Расходы за капитальный ремонт дома.4. Фактическое отсутствие выбора (приватизировать 3-комнатную квартиру в центре города вам вряд ли позволят).

Что такое собственность?

СравнениеХарактеристика
ОсобенностьИмущество, находящееся во владении граждан, может принадлежать им на нескольких основаниях. Квартиру можно купить, получить в наследство, оформить как объект дарения. Вместе с тем собственностью считается и приватизированное жилье.

Это один из способов получения недвижимости в частные руки. Собственностью можно считать не только недвижимость, но и движимое имущество (автомобиль, предметы быта, коллекции и даже ценные бумаги), при условии оформления документов – в МФЦ, Росреестре, ГИБДД, банке и т.д.

Кто собственник?Владельцем является физическое или юридическое лицо (организация). Сейчас право собственности оформляется в виде выписки из ЕГРН (до 2016 года выдавалось Свидетельство о госрегистрации).

Если речь идет о государственной собственности, то распорядителем выступает муниципалитет или отдельное ведомство, например – МинОбороны.

Плюсы1. Сразу несколько способов стать собственником: покупка, получение в дар, наследование, приватизация (платная и бесплатная).2.

Возможность распоряжаться квартирой по своему усмотрению: продавать, сдавать в аренду, включать в наследство, дарить, закладывать банку, разменивать.3. Проведение ремонта и перепланировки без согласия прежних собственников – разумеется, с соблюдением технических нормативов.

4. Прописка и выписка из квартиры по усмотрению владельца жилья.

5. Получение компенсации за изъятие имущества на нужды государства (например, земельного участка для прокладки трубопровода).

Минусы1. имущества в многоквартирном доме.2. Размер коммунальных платежей выше, чем в случае с ЖКУ неприватизированного жилья.3. Перечисление денежных средств на капитальный ремонт жилого дома.4. Риски нарваться на мошенников при продаже, аренде или других сделках с недвижимостью.5. Выбор жилья на основе местоположения, метража, условий проживания и др.

Чем отличается приватизация от права собственности?

Определив основные характеристики обоих понятий, самое время провести их сравнительный анализ:

  • Первое, что отличает приватизацию от собственности – стоимость процедуры.

Сам по себе перевод жилья в собственность граждан является бесплатным. Выкупать у государства квартиру или землю не нужно (см. «Сколько стоит приватизация квартиры?«).

Покупка в собственность – это затратное мероприятие.

Таким образом, приватизация (если это не выкуп) бесплатная, а приобретение жилья в личное владение по договору купли-продажи – платное (наследование и дарение – условно бесплатные).

  • Второе, чем отличается приватизация от оформления в собственность – субъекты сделки.

Приватизация квартиры или участка предполагает обращение в муниципалитеты или ведомства, т.е. в сделке всегда участвует государство. Оформляя жилье в личное владение, вы имеете дело с физическими или юридическими лицами: внуками, наследниками, бабушками, дедушками, риэлторами – одним словом, предыдущими собственниками жилья. Государство участвует в редких случаях.

  • Третьеотличие – права на недвижимость.

Приватизация доступна только нанимателю и членам его семьи. И только по договору социального найма жилья. Сторонние люди в сделке участвовать не могут.

Собственность не предъявляет никаких особых требований. Есть деньги на квартиру? Выбирай понравившийся вариант, плати и становись собственником.

Другое дело, если это дарственная или наследство – здесь нужно иметь определенные права на получение квартиры.

  • Четвертое, и последнее, отличие – способы получения объекта.

Приватизация доступна в одной единственной форме, тогда как приобретение имущества в собственность гораздо шире: это и купля-продажа, и наследование, и договор дарения… Одним словом, вариантов масса.

Пример:

Бондарев искал наилучший способ приобретения жилья в собственность: приватизация квартиры или другой способ перевода в частное владение.

Условия были следующими:

  • Бондарев являлся нанимателем однокомнатной муниципальной квартиры – значит, теоретически мог ее приватизировать.
  • Родственников у Бондарева не было – значит, он не мог наследовать отдельную квартиру, и, скорее всего, вряд ли получил бы ее в дар.
  • Бондарев скопил некую сумму денег – теоретически, он мог приобрести недорогое жилье на вторичном рынке, либо выкупить жилплощадь у государства (чуть дешевле).

Взвесив все «за» и «против», Бондарев остановился на варианте с бесплатной приватизацией квартиры. Выкупать жилье у государства не придется, значит у мужчины еще останутся деньги на ремонт.

Бондарев являлся единственным нанимателем муниципальной квартиры, что дает ему право стать единственным собственником жилья.

Впоследствии, мужчина может продать переоформленный объект и купить другое жилье, но уже с большим метражом и в удобном районе.

Таким образом, отличий хватает. Собственность — более широкое понятие, а приватизация — узконаправленное. Собственность позволяет распоряжаться квартирой по своему усмотрению. Если жилье не приватизировано — оно не принадлежит человеку.

Рубрика «Вопрос/Ответ»

Подскажите, пожалуйста, у меня есть в собственности квартира. Могу ли я бесплатно приватизировать другое жилье при наличии этой собственности?

Да, можете. Для бесплатной приватизации жилья достаточно двух условий. Первое — наличие договора социального найма, который Вы заключали с администрацией города. Второе — ранее Вы не участвовали в приватизации жилья.

Если эти условия выполняются, можно приступать к процедуре. И неважно, есть ли у Вас в собственности другая квартира?

В квартире прописаны 4 человека.

В чем разница приватизации на одного человека или по долям на каждого?

Приватизация — это перевод муниципальной собственности в частную. Если в квартире прописаны 4 человека, значит они могут претендовать на долю в приватизированной жилплощади. Такое право есть у каждого из них. Но также и есть право отказаться от участия в приватизации. Тогда доля отказника будет распределятся между остальными участниками процедуры.

  • Если жильё достаётся одному человеку, а другие пишут отказ — объект перейдет в индивидуальную собственность (отказники получают право на пожизненное проживание в квартире).
  • Приватизация жилья двумя и более лицами даёт право выбора — совместное или долевое владение. Совместная собственность подойдет супругам, а долевая — в любых ситуациях.
  • Если все четверо согласны на приватизацию — каждому достанется по 1/4 доли в квартире. Жильем можно распоряжаться только сообща, а своей долей — без оглядки на других совладельцев.

Выбирайте вариант исходя из личных взаимоотношений и дальнейших целей на квартиру.

Не могли бы Вы помочь разобраться в вопросе собственности и приватизации. Я являюсь собственником квартиры — по завещанию. Есть свидетельство на право собственности и все данные зафиксированы в Росреестре. Но там нет сведений о приватизации, а платежные документы из ЖЭКа мне приходят на кооперативную квартиру. Является ли моя квартира приватизированной? Или я должна ее приватизировать?

Если есть свидетельство о праве собственности — значит квартира в частной собственности, т.е. приватизирована. Вступить в наследство на муниципальное жилье нельзя. Она не принадлежит человеку, а значит и в наследственную массу не входит. Вероятно, в Вашем случае забыли изменить сведения в ЖЭКе. Посмотрите в квитанции, есть ли там строка «соцнайм».

Если в графе стоит прочерк — значит жилье приватизировано. Обратитесь в офис ЖЭКа и сообщите о несоответствии статуса. Там подскажут как написать заявление и куда его передать. Вопрос должен решиться быстро.

Также рекомендуем почитать нашу статью «Как узнать приватизирована квартира или нет?«
Отличаются ли платёжки ЖКХ в собственной и приватизированной квартире? Не хочется переплачивать, что выбрать?

Согласно п. 1 ст. 154 ЖК РФ, наниматель и члены его семьи в муниципальной квартире несут два вида расходов — плату за найм (аренду) и содержание многоквартирного дома. Грубо говоря, оплачивается ежемесячная аренда жилплощади + расходы на газ, свет, воду и прочие услуги. Квитанции присылает Управляющая компания.

Кроме того, если жилье не в собственности, в квитке есть обязательная графа «плата за соцнайм». Зато отсутствуют взносы за капремонт и содержание имущества МКД. Эти расходы возлагаются на собственника социального жилья — муниципальное образование.

Совладельцы приватизированной квартиры не оплачивают за пользование жильем, но несут расходы на капитальный ремонт. Что лучше с точки зрения экономии по ЖКУ? Однозначно социальное жилье.

Далеко не все могут разобраться с частной и муниципальной собственностью. Выбор в пользу того или иного варианта – всегда сложный.

Особенно, если человек хочет сэкономить на коммунальных платежах, получить свою долю, подарить или завещать жилье. Очень часто возникают конфликты – с администрацией, Росреестром, ЖЭКом, ПФР и прочими службами.

Если вам нужна помощь юриста, задайте вопрос – юрист разберет проблему и подскажет, как поступить? Советуйтесь с юристами в любой непонятной ситуации. Взвешенный подход гарантирует, что вы не останетесь без жилья и сделаете верный выбор – приватизация или собственность?

Источник: http://law-divorce.ru/privatizatsiya-i-sobstvennost-v-chem-raznitsa-chem-otlichaetsya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.