Принятие на учет бесхозяйного имущества

Бесхозяйное имущество. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей

Принятие на учет бесхозяйного имущества

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) выделяют три случая, когда имущество является бесхозяйным:

– имущество не имеет собственника,

– его собственник неизвестен;

– собственник отказался от имущества.

Таким образом, законодатель четко определил случаи, при которых вещь считается бесхозяйной.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующим органом по учету объектов недвижимого имущества. Все прилагаемые к заявлению документы представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй – помещен в дело правоустанавливающих документов. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Заявление органа местного самоуправления и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации в книге учета входящих документов, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Органу местного самоуправления выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется в срок не более месяца со дня представления органом местного самоуправления заявления и иных документов.

В соответствии с пунктами 27, 28 Положения после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, а также в связи с отказом собственника от права собственности органу местного самоуправления выдается (направляется) выписка из Единого государственного реестра прав о принятии на учет объекта недвижимого имущества.

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган местного самоуправления может потребовать в судебном порядке признания права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, законодатель устанавливает определенный период времени, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь, принятая на учет, может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности.

Объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного в случае государственной регистрации права собственности на данный объект или принятие вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником во владение, пользование и распоряжение. Государственная регистрация права собственности осуществляется в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

13. Понятие и содержание права собственности.

Право собственностизанимает центральное место в системе вещных прав. Нормы, образующие этот институт, являются основой для нормального функционирования государств не только с рыночной, но и с любым иным типом экономики. Кроме того, право собственности является основополагающим вещным правом — все остальные права имеют производный характер.

Право собственности является комплексным правом, включающим в себя совокупность самостоятельных правомочий, каждое из которых может реализовываться отдельно.

Например, арендодатель может передать свое правомочие пользования арендатору имущества, тем самым ограничив себя в правах.

Однако объективно переданные третьим лицам правомочия у самого собственника не прекращаются — они, как и субъективное право собственности в целом, сохраняются за собственником до тех пор, пока он остается таковым в отношении конкретного имущества.

Правомочие владения— это юридически обеспеченная возможность фактического обладания вещью, дающая возможность хозяйственного господства собственника над вещью.

При этом собственник может не иметь физической возможности обладать имуществом (например, лицо владеет недвижимостью за рубежом и не имеет возможности покинуть страну), однако юридически ему такая возможность обеспечена.

Владение вещью может быть законным и незаконным.

Под законным (титульным) владением следует понимать субъективное право субъекта на фактическое обладание вещью, вытекающее из правового основания. К титульным владельцам относятся собственник, арендатор, хранитель, перевозчик, комиссионер и другие лица, обладающие вещью на основании закона либо договора.

и объем правомочий владельца определяются титулом (правовым основанием) владения. Правомочия собственника по владению ограничены только законом либо иными правовыми актами. Арендатор, комиссионер и другие титульные владельцы могут владеть имуществом только в течение определенного времени и для определенных целей, предусмотренных условиями договора.

Владение, не имеющее правового основания, является незаконным. При незаконном владении владельцы могут быть добросовестными и недобросовестными.

Владелец признается добросовестным, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения (п. 1 ст. 302 ГК РФ).

Владелец признается недобросовестным, если он знал или должен был знать о том, что его владение незаконно (ст. 303 ГК РФ).

Правомочие пользования— это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Характер и объем прав пользователя имуществом во многом зависят от свойств самой вещи и основания приобретения соответствующего права.

Как и владение, пользование может быть правомерными неправомерным.

Пользование называется правомерным, если пользователем является собственник либо пользование основано на праве иного титульного владения.

Пользование является неправомерным, если оно основано на незаконном владении либо действия пользователя противоречат действующему законодательству, иным правовым актам и нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц (например, загрязнение окружающей природной среды).

Правомочие распоряжения –это юридически обеспеченная возможность устанавливать, изменять или прекращать правоотношения по поводу вещи путем совершения в отношении нее юридических актов.

Оно выражается в действиях собственника либо иного титульного владельца, направленных на передачу вещи другому лицу.

В результате распоряжения имущество выбывает из сферы хозяйственного господства собственника временно в соответствии с условиями договора либо отчуждается навсегда.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 и 211 ГК РФ). Поэтому ответственность за гибель или порчу вещи вследствие случайных обстоятельств, по общему правилу, ни на кого возложить нельзя.

Собственник несет риск случайной гибели или случайной порчи вещи, если только он не переложил это риск полностью или в части на другое лицо, например, на страховщика, застраховав принадлежащую ему вещь. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждаемых вещей переходит на приобретателя одновременно с переходом к нему права собственности.

Поскольку право собственности на стороне приобретателя возникает с момента передачи ему вещи, если иное не предусмотрено законом или договором, с этого же момента на приобретателя переходит и риск случайной гибели или порчи вещи.

Тем самым система традиции в наилучшей степени обеспечивает сохранность вещи до передачи ее приобретателю, ибо до этого момента собственником остается отчуждатель и, таким образом, риск случайной гибели или порчи вещи возлагается на лицо, в хозяйственной сфере которого вещь находится.



Источник: https://infopedia.su/6xde6.html

Приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи

Принятие на учет бесхозяйного имущества

Ст. 225 Кодекса устанавливает крайне значимые нормативные понятия касательно правового положения вещей, не имеющих законного владельца.

Нормы данной статьи позволяют выделить причины, при которых бесхозяйная недвижимая вещь будет присвоена законно, а также определяют порядок возникновения имущественных прав на такие вещи.

Установленная понятиями статьи возможность осуществления присвоения материальных ценностей, не имеющих собственника, позволяет реализовать:

  • их вовлечение в гражданский оборот;
  • возложение бремени по должному содержанию материальной ценности на носителя имущественных прав;
  • обеспечить ответственность такого лица за весь ущерб, причиненный вследствие безответственного несения бремени.

Заявление о бесхозяйном имуществе

  1. Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
  2. Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.

Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом.

При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.

Случаи, в которых вещь признают бесхозяйной

Ч. 1 ст. 225 Кодекса устанавливает три случая, при которых осуществляется признание движимой вещи бесхозяйной:

  • для которой владелец не определен;
  • которая вообще не имеет собственника;
  • от которой отказался владелец.

По последнему случаю следует отметить, что, согласно ст. 236 Кодекса, лицо, отказавшееся от прав на собственность, продолжает нести бремя по должному содержанию имущества до тех пор, пока в установленном порядке не будет вынесено решение об определении нового собственника.

Стоит отметить, что ведение ЕГРП позволяет практически исключить вероятность существования объектов недвижимости с неустановленным или отсутствующим собственником. В основном, такие объекты существуют, если права на них возникли еще до реализации проекта Единого Госреестра и не были зарегистрированы в действующем порядке.

Недвижимость, которая была в собственности у умерших граждан, не считается бесхозяйной. В случаях, установленных ч. 1 ст. 1151 ГК РФ, имущество считают выморочным. Его переход осуществляется в соответствующую собственность муниципального района или РФ согласно нормам ст. 1151 Кодекса.

Сроки рассмотрения заявления

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее пятнадцати рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов органом регистрации прав.

Tweet

Почитайте другие интересные статьи:

В каких случаях кадастровый инженер может подать документы в Росреестр самостоятельно?

После вступления в силу 1 января 2020 г. ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости», кадастровый инженер лишился своего права сдавать подготовленные кадастровые документы в Росреестр.

Лесная амнистия 2020. Что это такое?

11 августа 2020 года вступил в силу ФЗ-280 от 29.07.2017г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Закон о регистрации недвижимости

13 июля 2020 года был принят Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Источник: https://Holding64.ru/brak-i-deti/poryadok-prinyatiya-na-uchet-beshozyajnyh-nedvizhimyh-veshchej.html

: Официальный сайт администрации

Принятие на учет бесхозяйного имущества

11 Июля 2018 00:00

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются: дата представления документов; перечень документов с указанием их реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов; количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа принимающего документы.

В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.

Принятие объекта на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.

До внесения в ЕГРН записей о принятии на учет бесхозяйного объекта осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет или приостановления принятия на учёт.

После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимого имущества по установленной форме, которая должна содержать следующие сведения: наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав; кадастровый номер объекта недвижимого имущества; адрес (местоположение), наименование и назначение объекта недвижимого имущества; номер, указанный в графе «Номер регистрации» Единого государственного реестра прав; дата внесения записи в ЕГРН.

С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации права собственности на данный объект.

Государственная регистрация права муниципальной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет.

В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.

Также независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения объекта органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на этот объект.

Главный специалист-эксперт

отдела государственной регистрации недвижимости,

ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН                                              А.А. Барабаш

Источник: https://mokoshagach.ru/press_centr/novosti-rayona/beskhozyaynoe-imushchestvo-postanovka-na-uchet/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.