Предоставление квартиры детям сиротам

Содержание

Жилищные субсидии для детей-сирот: условия и порядок получения по закону о жилье для сирот, социальное жилье, скидка на ЖКХ, как узнать очередь на получение жилья сиротам | Жилищный консультант

Предоставление квартиры детям сиротам

Сиротами в России признаются несовершеннолетние, в отношении которых не реализовано право на воспитание в семье, закрепленное статьей 54 Семейного кодекса. В частности, дети могут быть помещены в специализированные учреждения, осуществляющие воспитание и обучение в рамках специализированных программ (статья 123 СК РФ).

Согласно статистическим данным, биологические сироты составляют всего 13-17% от общей численности детей, лишенных родительского попечительства. Остальные включены в группу социального сиротства. Данное понятие включает несовершеннолетних, родители которых лишены родительских прав на основании решения суда. Основные причины подобных мер:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

  • Алкоголизм, наркомания или иные зависимости, отражающиеся на социальном уровне семьи.
  • Ненадлежащее воспитание, проявление жестокости по отношению к ребенку.
  • Наличие у родителей психических заболеваний, проявления которых наносят психический или физический вред несовершеннолетнему.

Всего ежегодно выявляется 80-90 тысяч детей-сирот, значительная часть которых направляется в семьи по программам опеки и попечительства или усыновления.

В приюты для детей направляется всего лишь 16% несовершеннолетних, большая часть (50%) передается гражданам по договору: документ обязывает воспитывать и обучать ребенка за установленную государством плату (приемные семьи) или льготы (опека и попечительство).

Государство, помимо обязательств по устройству детей в семьи, также оказывает помощь усыновителям и опекунам, предоставляя субсидии и скидки на жилищно-коммунальные услуги. Сироты, проживающие самостоятельно, также обладают расширенным перечнем государственных гарантий в сфере обеспечения жилплощадью или предоставления компенсации ЖКХ.

Субсидия на оплату ЖКХ для детей-сирот

Перечень льгот, направленных на компенсацию жилищно-коммунальных услуг детям-сиротам, закреплен в федеральном законе №159 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам». Также в стране действуют региональные программы поддержки несовершеннолетних, лишенных попечительства.

Следует учитывать, что полномочия в данном отношении достаточно широки: например, в новый закон о жилье для сирот в Татарстане устанавливает, что с детей снимается вся ответственность за долги родителей по коммунальным платежам, если имущество было унаследовано ребенком, находящимся в детском доме или приемной семье.

Все расходы возлагаются на муниципальные власти, к территориальному подчинению которых относится жилое помещение.

Если несовершеннолетний не проживает в помещении, являясь в то же время его собственником (или прописанным), необходимость оплачивать коммунальные услуги также отсутствует.

На территории Москвы действует закон города «О реализации мер социальной поддержки детей-сирот», в котором устанавливается статус несовершеннолетних как региональных льготников, а также возможность не платить за коммунальные услуги даже после совершеннолетия (на период обучения в высших и средних учебных заведениях).

Также заявление на льготы может подать опекун несовершеннолетнего, но не позднее полугода с момента оформления соглашения о попечительстве. В отличие от самих сирот, данной категории граждан предоставляется компенсационная выплата в процентном соотношении к сумме ежемесячных расходов на ЖКХ (но не 100%, как детям).

Условия обеспечения жильем детей-сирот

Статья 8 ФЗ-159 устанавливает дополнительные гарантии несовершеннолетним по обеспечению жильем тех из них, кто не обладает собственной жилплощадью.

При этом помещение может быть как в собственности, так и получено в рамках соцнайма по договору.

Проживание с родственниками любой степени родства на принятие решения государственной комиссией не влияет: постоянная регистрация в неприватизированном жилье фактически лишает сироту права на получение собственной квартиры.

Помимо фактора нуждаемости в жилье, определены также иные условия обеспечения квартирой:

  • Достижение возраста совершеннолетия, в том числе путем эмансипации.
  • Окончание обучения в образовательных учреждениях, предоставляющих временное жилье (общежитие), службы в армии или срока тюремного заключения.
  • Наличие заявления от самого ребенка или от его законного представителя, а также доступность жилья (согласно очередности).

Контроль за соблюдением законности в сфере обеспечения жильем осуществляют территориальные подразделения органов опеки и иные учреждения, входящие в исполнительную ветвь власти (например, прокуратура). Данные организации также должны вести учет сирот, ежегодно составляя список детей сирот на получение жилья.

В отдельных случаях, когда с точки зрения закона ребенок может проживать в помещении с родственниками, закон может учесть интересы несовершеннолетнего и выдать изолированное жилье:

  • Соседи страдают опасными или заразными заболеваниями, угрожающими жизни и здоровью.
  • Соседями оказываются родители ребенка, ранее лишенные родительских прав.
  • Жилье утратило характеристики, обеспечивающие соблюдение санитарных норм, признано ветхим или аварийным.
  • Площадь на человека составляет менее 18 квадратных метров, установленных нормами предоставления по САНПиН.

Субъекты самостоятельно формируют комиссии для оценки возможности проживания сирот с родственниками, а в случае несогласия – могут обеспечить судебную защиту интересов ребенка.

Очередь на получение жилья

Ранее в Жилищном кодексе существовала норма об обязательном внеочередном предоставлении жилья детям-сиротам. Согласно действующей редакции ЖК РФ, помещение предоставляется в обычных условиях по договору социального найма.

Региональные власти обязаны ежегодно планировать степень обеспечения жильем сирот, для чего заключаются договоры о выкупе помещений, строительстве многоквартирных домов.

Узнать о местонахождении в очереди можно в жилищном комитете при муниципалитете.

Встать в очередь обязан сам сирота по достижению 18 лет.

Максимальный срок участия в программе – наступление двадцатитрехлетнего возраста, после чего право на подачу документов утрачивается.

Следует учитывать, что если заявление было подано своевременно, но до достижения 23 лет не было предоставлено жилье, сирота сохраняет право до фактического обеспечения помещением.

Также по новым правилам в первые 5 лет после получения квартиры ее нельзя приватизировать и, соответственно, продать.

Таким образом государство ограничивает сирот от опрометчивых шагов до возраста более рациональной и объективной жизненной позиции.

Спустя пять лет договор соцнайма перезаключается, но уже бессрочно, с правом приватизации (в том числе бесплатной, если это позволяется условиями действующего законодательства).

Предоставление квартиры для единоличного проживания осуществляется в соответствии с санитарными нормами, устанавливающими минимальный порог в 33 квадратных метра общей площади.

В случае стойкого нарушения здоровья, жилье и придомовая территория должны быть оборудованы средствами свободного доступа и реабилитации.

В 2016 году также изменен перечень того, какое жилье сиротам положено по программе, в частности, были исключены коммунальные квартиры.

Порядок постановки в очередь на получение жилья детьми сиротами

Постановка в очередь на жилье для детей-сирот осуществляется в соответствии с региональными законами о гарантиях детям сиротам, а также ФЗ-159:

  1. Получить справку в образовательном, исправительном учреждении или военкомате об окончании учебной, воспитательной работы или воинской службы по призыву.
  2. Написать заявление, в котором отразить текущие жилищные условия.
  3. Собрать пакет документов, подтверждающий отсутствие жилого помещения для постоянного проживания, а также невозможность жить совместно с родственниками.
  4. Подать заявление в органы местного самоуправления, которые реализуют региональную жилищную программу по обеспечению прав сирот.
  5. Дубликат заявления подается в органы опеки и попечительства, которые находятся на территории муниципального образования.
  6. Сроки рассмотрения заявления составляют 1 месяц с момента подачи заявления.
  7. Предоставление жилого помещения может затянуться на несколько лет, но если документы поданы не позднее 23 лет, муниципалитет обязан выделить первое освободившееся помещение согласно очереди.
  8. Заключить договор найма на социальное жилье сиротам с ограничениями сроком на 5 лет.
  9. Спустя указанное время, переоформить договор. Если коммунальные платежи оплачивались исправно, муниципалитет не может отказать в оформлении бессрочного соглашения.

Список документов

Для оформления жилья и постановки на очередь необходимо собрать следующие документы:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство, доказывающее, что гражданин является ребенком-сиротой.
  • Справка из учебного заведения, военного комиссариата или исправительного учреждения об окончании обучения, перевоспитания или службы.
  • Справка из Федеральной миграционной службы о проживании.
  • Документ из Федерального реестра, подтверждающий отсутствие собственности.
  • Справка о составе семьи.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по обеспечению жильем детей-сирот

Вопрос: Добрый день, меня зовут Михаил. Я круглый сирота с рождения, обучался до 17 лет в московском интернате. Впоследствии получал высшее образование.

Спустя год я отчислился и обратился в администрацию за получением квартиры.

Так вышло, что мое заявление приняли только после обращения в суд и соответствующего постановления, но в жилищном комитете мне говорят, что сейчас просто нет жилых помещений. Как я могу получить свою квартиру и до скольки лет?

Ответ: Здравствуйте, Михаил. Государственные органы обязаны подчиниться решению суда вне зависимости от обстоятельств. Неисполнение решения суда чаще всего связано с тем, что Вы не предоставили исполнительный лист (не постановление) в службу судебных приставов.

Согласно ФЗ-159, предоставление жилья сиротам в таком случае будет осуществлено в течение года с момента ближайшего дня рождения заявителя. Судебные приставы, согласно ГПК РФ, могут накладывать материальную ответственность на чиновников, что также ускорит процесс получения квартиры.

Никаких ограничений по возрасту не существует, поскольку Вы уже подали заявление.

Пример по обеспечению жильем детей-сирот

Ребенок был помещен в школу-интернат, поскольку его родители были лишены прав. В собственности несовершеннолетнего осталась доля в приватизированной квартире, в которой остались проживать его родственники. Незадолго до совершеннолетия, родители решили продать квартиру за исключением доли ребенка.

Поскольку сирота не мог самостоятельно отстаивать свои интересы, законный представитель в лице интерната обратился в суд за признанием сделки недействительной. Позиция ответчиков заключалась в том, что доля ребенка выделена в натуре, а продают они свою личную собственность.

Суд, рассмотрев заявление интерната, а также заключение органов опеки, установил, что согласно статье 292 ГК РФ, лишенные родительских прав граждане не могут распоряжаться имуществом, долю в котором имеет несовершеннолетний до момента достижения им 18 лет.

Заключение

Государство оказывает значительную помощь несовершеннолетним в обеспечении жилищных прав и надлежащей социализации, существенно ограниченной вне семьи. Для этого предусмотрены следующие меры:

  • Предоставление субсидий на оплату ЖКХ для детей-сирот, в том числе 100% погашение коммунальных платежей.
  • Обеспечение изолированным жильем согласно санитарным нормам.
  • Возможность восстановить сроки, если заявление подано после 23 лет по уважительной причине.
  • Предоставление органами опеки и муниципалитетами информации о том, как узнать очередь на жилье детям-сиротам, обеспечить судебную защиту и оформить жилье.
  • Погашение долгов по коммунальным платежам, если имущество досталось в наследство.

Вам будут полезны следующие статьи

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник: http://estate-advisor.ru/lgoty/subsidii-na-priobretenie-zhilya-i-na-uluchshenie-zhilishhnyx-uslovij/zhilishhnye-subsidii-dlya-detej-sirot/

Генпрокурор России взял на особый контроль жилье для сирот

Предоставление квартиры детям сиротам
— Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоят в ряду приоритетных направлений работы органов прокуратуры, — заявил Игорь Краснов в беседе с корреспондентом «РГ». Вот как выглядит эта ситуация по мнению Генерального прокурора.

— К сожалению, практика показывает, что десяткам тысяч таких ребят приходится слишком долго ждать положенного им по закону жилья. Это недопустимо.

Поэтому я поручил провести прокурорам по всей стране соответствующие проверки и при необходимости принять соответствующие меры реагирования, — подчеркнул Игорь Краснов.

Жилье сиротам в нашей стране обязаны выдавать, после того как им исполняется 18 лет. Именно так гласит закон, действующий уже почти четверть века — с 1996 года. Раньше, особенно в 90-е, было хуже: детей, только вышедших из детдомов, просто обманывали или обкрадывали.

Например, выдавали небольшую сумму наличными вместо квартиры, просто заставляли написать отказ от квартиры или уговаривали подарить ее «детскому дому».

Сейчас такие случаи, скорее, исключение, чем правило. Однако региональные власти до сих пор, мягко говоря, не всегда спешат исполнять тот самый «детдомовский» закон — 159-ФЗ или просто «забывают» о нем.

Большинство ребят, выйдя из детдома, вынуждены через суд напоминать о своем праве на жилье, но даже после решения суда они могут годами ждать квартиру.

Стоит при этом напомнить, что деньги на жилье сиротам выделяются не из личных карманов чиновников, а совместно из федерального и регионального бюджетов.

Однако очередь из и так уже обделенных родительским теплом бездомных молодых людей с каждым годом только растет.

Так, по данным Министерства просвещения РФ, по состоянию на 1 января 2020 года численность сирот, состоящих на учете для получения жилого помещения, составила 277,4 тысячи человек. Из них 181,7 тысячи — в возрасте 18 лет и старше.

То есть в этом году почти 182 тысячи сирот должны были получить квартиры. При этом у многих из них уже есть свои семьи и дети. А вот жилья, которое положено по закону, — нет. Они ждут его годами в очереди, которая не особо двигается.

“Российская газета” вместе с надзорным ведомством попыталась разобраться, почему так происходит.

Как рассказали корреспонденту «РГ» в Генеральной прокуратуре, зачастую в регионах не налажен полный учет нуждающихся в жилье детей-сирот. То есть когда региональные власти планируют бюджет на год, они должны заложить сумму исходя из количества тех, кому будет положено выдать жилье, и цены за квадратный метр в регионе.

После этого квартиры сиротам регионы либо покупают у застройщика, либо строят сами и выдают их. То есть так должно быть. Но фактически получается, что регионы либо плохо планируют, либо у них просто нет средств в региональном бюджете.

Но это еще не все. По данным надзорного ведомства, во многих регионах не соблюдается порядок финансирования расходов на покупку жилья сиротам за счет бюджетных средств, а также допускается неэффективное и незаконное их расходование.

Кроме того, выявлены многочисленные факты предоставления сиротам жилья, которое не соответствует нормативным требованиям, а попросту — непригодного для жизни или аварийного. Вот в этих всех хитросплетениях по поручению Генерального прокурора и должны разобраться прокуроры на местах. И не просто разобраться, а добиться получения квартир сиротами по всей стране.

Первые результаты этой работы уже есть. В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около 5 тысяч молодых людей из числа детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем. Кроме того, в интересах сирот прокуроры предъявили в суды свыше 4 тысяч исков, большинство из которых уже удовлетворено.

Кроме того, по материалам прокурорских проверок возбуждено 13 уголовных дел по фактам неисполнения должностными лицами обязанностей по обеспечению сирот жильем, предоставления им квартир ненадлежащего качества, а также неправомерного расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

Например, Ачинская городская прокуратура Красноярского края провела проверку после обращения 8 сирот о предоставлении им администрацией района квартир ненадлежащего качества.

В этом году прокуроры пресекли почти 9600 нарушений закона и восстановили права около пяти тысяч детей-сирот, которым обязаны предоставить жилье

Выяснилось, что в этих квартирах отсутствовали вентиляция и в отдельных комнатах отопление, имелись недостатки внутренней отделки. При вскрытии вентиляционных окон сотрудники прокуратуры вообще обнаружили муляжи вентиляции.

Снаружи по всему периметру дома не было отмостки, тротуаров, проездов, парковки, озеленения и пандусов. При этом, согласно документам, здание являлось нежилым, но менее чем за месяц его реконструировали и ввели в эксплуатацию как жилой дом.

После чего администрация купила в нем сиротам «благоустроенные» квартиры за 6,6 млн рублей.

По данным прокуратуры, фактически купленное жилье находилось в аварийном состоянии и было непригодным для проживания. Но, несмотря на это, сироты были в него заселены, с ними были заключены договоры специализированного найма жилых помещений.

После вмешательства прокурора и поданных исков суд обязал администрацию района расторгнуть старые договоры найма и обеспечить сирот новыми квартирами.

На собственника здания, который продал квартиры сиротам, возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве.

В Новосибирской области суд удовлетворил иск прокуратуры о взыскании с осужденного бывшего главы муниципалитета почти 33 млн рублей.

Между администрацией Татарского района и «Корпорация „СтройСиб“ были заключены 5 контрактов на строительство 37 квартир для сирот.

Чиновник знал, что платить нужно только после принятия дома в эксплуатацию, однако он заранее подписал платежки на 35 млн рублей. В итоге компания деньги получила, но дома так и не построила.

В Якутии по материалам прокуроров возбуждено уголовное дело о предоставлении сиротам жилья в аварийных домах. Администрация района „Усть-Майский улус“ по договорам найма передала 12 сиротам квартиры в новом доме, который по факту оказался небезопасным для проживания и мог рухнуть в любой момент.

Кроме того, прокуроры обнаружили, что на строительстве еще и „сэкономили“, не выполнив все работы, предусмотренные сметой.

В то же время передаточный акт руководство района подписало без каких-либо замечаний. По результатам проверки возбуждено уголовное дело по статье о халатности.

Прокурор обратился в суд с исками для того, чтобы сиротам предоставили новое жилье — безопасное и качественное.

Также после вмешательства прокуроров за последнее время сироты получили благоустроенные квартиры сразу в нескольких российских регионах.

Так, в Крыму, в Джанкойском районе, четверо молодых людей — вчерашних детдомовцев долгое время снимали комнаты или жили у знакомых. После вмешательства прокурора и заявления иска в суд администрация Джанкоя обеспечила сирот благоустроенными квартирами.

Еще одна сирота из Ленинского района Крыма в 2018 году через суд добилась получения квартиры, однако жилье ей так и не дали. Как выяснила прокуратура, за два года администрация Ленинского района даже не попыталась найти дополнительные деньги на покупку квартиры для сироты.

Не принял никаких эффективных мер и судебный пристав, в чьем производстве находилось исполнительное производство. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования девушке предоставили благоустроенную квартиру.

В Краснодарском крае благодаря вмешательству прокуратуры 5 молодых людей также получили квартиры, которых ждали четыре года.

Как отметили в Генпрокуратуре, подобные примеры есть и в других регионах страны. И еще раз подчеркнули, что программа-максимум надзорного ведомства — восстановить права всех сирот, не обеспеченных жильем.

Источник: https://finance.rambler.ru/realty/45008166-genprokuror-rossii-vzyal-na-osobyy-kontrol-zhile-dlya-sirot/

Порядок предоставления жилья детям-сиротам

Предоставление квартиры детям сиротам

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на льготы и пособия, а также возможность получить свою недвижимость от государства, так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами:

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Требования и нормы к жилью для детей-сирот

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под опекой.

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено, а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору социального найма.

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях, как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях:

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди, и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию, которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

  1. Сироте необходимо получить справку в учебном либо исправительном учреждении (если был тюремный срок), либо же в военкомате об окончании учебы, исправительного срока либо же воинской службы;
  2. Следует написать соответствующее заявление, в котором указываются текущие условия проживания.
  3. Собрать все необходимые документы, которые подтверждают отсутствие в своей собственности любой недвижимости, в том числе и отсутствие возможности проживать совместно со своими родственниками.
  4. Подать заявление в местные органы самоуправления, которые непосредственно занимаются вопросом предоставления жилья детям-сиротам.
  5. Предоставить копию заявления в местные органы опеки и попечительства по месту своего проживания.
  6. Дождаться периода рассмотрения заявки, который составляет не больше 1 календарного месяца.
  7. После этого следует подписать договор о социальном найме.
  8. Перезаключить договор спустя 5 лет на бессрочное право пользования жильем. Это возможно только в том случае, если коммунальная оплата производилась точно в срок без задержек.

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов:

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал справки о составе семьи;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться:

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком.

Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью.

По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее.

В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/subsidii/nedvizhimost/detyam-sirotam.html

Минпросвещения предложило ужесточить правила получения жилья для детей-сирот. Кто не сможет получить квартиру?

Предоставление квартиры детям сиротам

Все дети-сироты, у которых нет своего жилья, имеют право на квартиру по достижении совершеннолетия. Министерство просвещения РФ предлагает изменить условия для получения квартиры: ограничить право детей-сирот старше 23 лет на жилье, усложнить процедуру при переезде в другой регион и убрать часть детей из очереди на жилье.

Почему нововведения Минпросвещения сокращают правовые гарантии детей-сирот, «Таким делам» рассказал правозащитник, директор благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань.

Имеющий инвалидность воспитанник детдома Александр Сидоров требует от депутатов Госдумы выдать ему положенную по закону квартиру Станислав Красильников / ТАСС

Изменение 1. Дети-сироты старше 23 лет смогут попасть в список только через суд

Как сейчас

Правила формирования списка начали действовать только год назад — в апреле 2019 года. По этим правилам все дети-сироты старше 23 лет могут встать в очередь на жилье независимо от того, по каким причинам не попали в список раньше. 

«Такие дела» рассказывали, что эти изменения сильно увеличивают шансы взрослых сирот получить положенные по закону квартиры. 

Что предлагает Минпросвещения

Дети-сироты, которые не встали в очередь на жилье до 23 лет, смогут попасть в список, только если суд признает, что у них была уважительная причина не встать в очередь до этого возраста.

По мнению правозащитника Алексея Голованя, предложение Минпросвещения противоречит Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по которому сироты должны иметь право на жилье до тех пор, пока не получат квартиру.

Министерство просвещения ограничило право детей-сирот встать в список после 23 лет, но, по словам Голованя, не провело ни одного мониторинга, чтобы понять, почему они не встали на жилищный учет до этого возраста. 

Головань помогал получить жилье тысячам детей и перечисляет самые частые причины, по которым дети не попадают в список вовремя:

  • специалисты опеки не всегда рассказывают детям об их праве на жилье и о том, как его реализовать;
  • многие дети живут с опекунами, которые не знают, как занести сироту в список;
  • когда ребенок-сирота достигает 18 лет и пытается самостоятельно получить жилье, у него не принимают заявление или принимают, но теряют, или говорят, что жилье по какой-то причине не положено. 

В пояснительной записке к проекту говорится, что в 2019 году в список на жилье включено 1498 детей-сирот старше 23 лет. Это всего 0,78% от общего количества детей-сирот, которые стоят в списке на 1 января 2020 года (191 тысяча человек). По мнению Голованя, государство не готово брать ответственность даже за незначительное количество сирот, права которых не были реализованы. 

Изменение 2. Сложнее попасть в очередь на жилье после переезда в другой регион

Как сейчас

Опекуны, которые взяли под опеку ребенка из другого региона, могут подать заявление, чтобы его исключили из очереди на квартиру по старому месту жительства и включили по новому. Если опекун этого не сделал, ребенок после 18 лет может сам подать заявление и встать в список в том регионе, где он живет вместе с опекуном.

Что предлагает Минпросвещения 

Если попечитель или опекун не подал заявление о включении в очередь на квартиру в новом городе или если это заявление не приняли, ребенок-сирота уже не сможет перейти в другой список, когда ему исполнится 18 лет. 

Такое нововведение противоречит ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», уверен Головань.

По закону жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей, оставшихся без попечения родителей.

Верховный суд РФ обращал внимание, что место жительства сирот — это место жительства их попечителей, а не адрес регистрации, прописанный в паспорте. 

Если предложение Минпросвещения будет принято, многие подопечные, которые вслед за опекунами переехали в другие регионы, не смогут получить жилье по месту фактического проживания.

Изменение 3. Минпросвещения сокращает очереди, ограничивая круг детей-сирот, которые могут получить жилье

Еще одно нововведение Министерства просвещения касается Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Сейчас проект изменений проходит согласования. 

Как сейчас

Дети-сироты, за которыми уже числится жилье, все равно могут встать в очередь на квартиру, если:

  • в квартире живут биологические родители, лишенные родительских прав — по любым причинам;
  • в квартире, где они жили раньше, проживают люди с туберкулезом, хроническими и затяжными психическими расстройствами и другими заболеваниями. 

Что предлагает Минпросвещения

Разработчики проекта предлагают отменить ограничение, которое касается заболеваний, а запрет жить в одном доме с биологическими родителями ограничить двумя случаями:

  • родители имеют хроническую алкогольную или наркотическую зависимость; 
  • родители имеют или имели судимость за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних.

Если предложения Минпросвещения примут, некоторые дети-сироты после выпуска из интерната вернутся к биологическим родителям, которые: 

— злоупотребляют алкоголем или наркотиками, но не состоят на учете в диспансере; 

— жестоко обращались с детьми, но не были привлечены к уголовной ответственности;

— были лишены родительских прав не из-за зависимости или судимости;

— отказались взять ребенка из родильного дома.

Кроме этого, Минпросвещения предлагает забрать у регионов право устанавливать дополнительные условия, расширяющие круг детей-сирот, которые могут претендовать на жилье. Сейчас такой возможностью пользуется половина регионов, рассказал Головань.

В некоторых субъектах дети-сироты встают в очередь, если в частном доме или квартире проживают новые супруги родителей, лишенных родительских прав, дальняя родня, с которой давно утрачены или никогда не возникали родственные отношения, граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности граждан, люди с алкогольной или наркотической зависимостью.

Если проект будет принят, регионам придется исключить дополнительные условия из правовых актов. По подсчетам Голованя, только в Москве количество сирот, которые будут претендовать на жилье, может сократиться примерно на треть.

Еще одно нововведение Минпросвещения — жилищные сертификаты, которые позволят детям-сиротам получать деньги на покупку жилья. У такого подхода есть преимущества: добавив сертификат к другим мерам поддержки (материнскому капиталу, льготной ипотеке), уже взрослые дети-сироты со своими семьями могли бы приобрести наиболее подходящее жилье. 

Но в использовании жилищных сертификатов есть много скрытых рисков. Головань предполагает, что стоимость сертификата, скорее всего, окажется ниже фактической цены жилья, а купленные квартиры могут перейти от владельцев к мошенникам. «Такие дела» рассказывали о плюсах и минусах жилищных сертификатов.

Зачем нужны изменения

Головань уверен, что нововведения Министерства просвещения сокращают социальные обязательства государства и позволяют отказаться от части гарантий по поддержке детей, оставшихся без попечения родителей.

За последние годы Минпросвещения не смогло решить ни одной реальной проблемы, связанной с жилищными правами детей-сирот, считает правозащитник. 

  • не удалось увеличить финансирование на жилье для детей-сирот, чтобы сократить очередь;
  • не удалось добиться эффективного расходования бюджетных средств; 
  • не удалось обеспечить детей-сирот временным жильем, пока они стоят в очереди.

Вместо этого Министерство просвещения решило бороться с очередями и сокращать срок ожидания, ограничив количество сирот, которые могут претендовать на жилье. 

«Примут изменения или нет, зависит от общественного резонанса, настойчивости уполномоченных по правам человека в РФ и уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, а также от наличия совести у сотрудников Минпросвещения, которое почему-то хочет быть Минфином и защищать не сирот, а бюджет от сирот», — заявил Головань.

Правозащитник уверен: «Нужно провести очень серьезное публичное обсуждение предлагаемых изменений на какой-то независимой и уважаемой площадке с участием экспертов, журналистов и, главное, самих сирот. Их голос должен быть услышан. Нельзя принимать серьезные проекты втихаря, пользуясь пандемией».

Источник: https://takiedela.ru/news/2020/05/13/garantii-sirot-zhile/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.